Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:43, курсовая работа
Институт административной ответственности в России формировался и начал развиваться, начиная со второй половины XIX века, и всегда рассматривался как важнейшая составная часть полицейского, а затем административного права, как механизм осуществления, государственного управления; в сфере обеспечения, общественного порядка и общественной безопасности. Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей отдельных отраслей науки.
Введение………………………………………………………………... 3
Глава 1. Понятие и основания административной ответственности……6
1.1. Понятие и признаки административной ответственности.………...6
1.2. Основания административной ответственности…………………...10
1.3. Субъекты административной ответственности……………….. …..13
Глава 2. Административная ответственность физических и юридических лиц………………………………………………………………………………16
2.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности, виды административных наказаний………………………………………….16
2.2. Административная ответственность юридических лиц, виды административных наказаний…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
По учебной дисциплине «Административное право»
Административная ответственность физических и юридических лиц
Выполнила
студентка 3 курса, группы ЮБЗсВ-31
специальности 030501.65
Юриспруденция
кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Киров, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и основания административной ответственности……6
1.1. Понятие и признаки административной ответственности.………...6
1.2. Основания административной ответственности…………………...10
1.3. Субъекты административной ответственности……………….. …..13
Глава 2. Административная ответственность
физических и юридических лиц………………………………………………………………………
2.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности, виды административных наказаний………………………………………….16
2.2. Административная ответственность юридических лиц, виды административных наказаний…………………………………………………18
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………27
Введение
Институт административной ответственности в России формировался и начал развиваться, начиная со второй половины XIX века, и всегда рассматривался как важнейшая составная часть полицейского, а затем административного права, как механизм осуществления, государственного управления; в сфере обеспечения, общественного порядка и общественной безопасности. Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей отдельных отраслей науки.
Определенное влияние на развитие института административной ответственности оказывали фактическое состояние преступности в стране, многочисленные противоправные действия в различных сферах общественной жизни. Указанные факторы повлияли и на развитие законодательства об административной ответственности.
В условиях советской власти институт административной ответственности призван был отражать в основном потребности государственного управления на различных этапах развития- государственности, приоритетом которой являлось обеспечение интересов политического режима, что обусловило игнорирование кодификации законодательства об административной ответственности, особенно его процессуальной составляющей. Само установление норм об административной ответственности было предметом регулирования не законодателя; а органов государственного управления, не говоря уже о формах и методах защиты прав граждан при применении властями мер административного наказания.
В новой России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей, принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении конфликтов, возникших в сложный период перехода к правовому государству, становления гражданского общества.
В этих условиях особую актуальность приобретает научное осмысление роли и значения административной ответственности, призванной, наряду с другими видами юридической ответственности, обеспечивать требования правопорядка и осуществлять профилактическую функцию.
Современные приоритеты развития общества и государства обусловливают и новое содержание института административной ответственности: приоритет прав и свобод человека и гражданина, строгое соблюдение требований Конституции Российской Федерации судебными и иными органами административной юрисдикции.
Целью написания работы является изучение современного административного законодательства, и рассмотрение проблем административной ответственности юридических и физических лиц.
Цель работы определяет следующие задачи:
изучить теоретический и практический материал по административной ответственности;
дать понятие административной ответственности;
проанализировать административную ответственность физических и юридических лиц.
В первой части работы рассмотрено понятие и основание административной ответственности. Далее рассмотрена административная ответственность физических лиц, виды административных наказаний. В заключительной части работы изучена административная ответственность юридических лиц.
В работе использовались следующие методы изучения: исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного исследования, анализ и синтез законодательства и практики.
При написании данной работы
были проанализированы
ГЛАВА 1. Понятие и основание административной ответственности
Понятие и признаки административной ответственности
Административное право- это отрасль в российском праве, которая наряду с конституционным, уголовным и гражданским правом, играет одну из главенствующих ролей в регулировании общественных отношений. В ведении его регулирующего действия находятся отношения, которые возникают в связи с организацией и осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти1.
Эта деятельность связана непосредственно с решением целей, задач и функций исполнительной власти, выполняющей повседневное государственное управление обществом.
Одним из важнейших институтов административного права является административная ответственность.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности:
1. административная
2. административные наказания
3. поскольку административная
4. применение административной
ответственности не влечет
5. существенной особенностью
6. в отличие от уголовной
Итак, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
-общих положений и принципов законодательства об административно правовых нарушениях;
-перечня видов административных наказаний и правил их применения;
-административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
-порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
-порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливается законами данных субъектов. При этом в одних субъектах РФ принимается единый закон в виде кодекса, в других — единый некодифицированный законодательный акт об административных правонарушениях (либо об административной ответственности), в третьих — законы об административных правонарушениях (административной ответственности) за правонарушения, совершаемые в отдельных сферах деятельности и отраслях управления.
Выделяют ряд признаков административной ответственности:
деяние - акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;
виновность - аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);
противоправность - ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.
Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).
За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях – иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).
В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет.
Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.
Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.
Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.
Информация о работе Административная ответственность физических и юридических лиц