Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:13, реферат
Административно-правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.
Административная
Административно-правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.
Административно-правовой
статус человека и гражданина является
составной частью общего правового
статуса личности и урегулирован
нормами конституционного и административного
права. Многие права и обязанности
человека и гражданина в административно-правовых
отношениях происходят от их конституционных
прав и обязанностей и находят
свое конкретное выражение в законах
и подзаконных административно-
Административно-правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи в содержание административно-правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В систему
административного права входит
большое число различных норм,
содержащихся в законах и других
правовых актах, которые устанавливают
обязанности граждан в
Административно-правовой статус личности определяется, прежде всего, объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.
Административная
правоспособность - это признаваемая
за личностью возможность быть субъектом
административного права, способность
иметь права и обязанности
административно-правового
Административная
правоспособность в ряде случаев
зависит от возраста, состояния здоровья,
образования, других факторов и обстоятельств,
так как в административно-
Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т. д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года. Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать, лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ - 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ - 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы - окончательно.
Право на службу в органах внутренних дел кроме общих требований, предъявляемых к государственным служащим, определяется физическими данными, отвечающими особым требованиям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и т. д. Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. В пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах, наоборот, устанавливаются особые правила въезда и пребывания людей, ограничиваются иные права и свободы проживающих там граждан.
Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.
Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.
Административная
дееспособность - это способность
лица своими личными действиями осуществлять
права, выполнять обязанности, предусмотренные
административно-правовыми
В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере - и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.
Основаниями
ограничения административной дееспособности
личности служат критерии, установленные
как общими нормами, касающимися
прав и свобод граждан (что, безусловно,
применимо и в административно-
На основе
административной правоспособности лица,
обладающие соответствующей
В случаях,
установленных законом, субъективные
права и обязанности