Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:54, реферат
Последнее десятилетие объектом пристального внимания и ведущей темой дискуссий среди ученых-государствоведов является современная административная реформа в России. Значимость вопроса во многом обусловлена необходимостью повышения эффективности государственного управления, потребностью теоретического осмысления опыта практической реализации административной реформы в России, а также решения накопившихся организационно-правовых проблем.
Анализируя современные авторские суждения, можно выделить две достаточно часто встречающиеся точки зрения, которые понятие «административная реформа» трактуют в узком или широком терминологических значениях. Менее дискуссионным и устоявшимся представляется толкование административной реформы в узком значении. В рамках данного подхода понятие «административная реформа» определяется как процесс непосредственных, организационно-функциональных изменений в системе государственного аппарата и органов исполнительной власти различного уровня. В широком смысловом значении административная реформа характеризуется как качественное, масштабное изменение в системе государственного управления (в данном случае государственное управление рассматривается как деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях) [11, с. 64].
Встречаются и несколько иные точки зрения. Например, С.В. Устинкин, С.Е. Каптерев и А.В. Мартынов одним из параметров административной реформы называют перестройку политических институтов и утверждают, что объем самого понятия административных реформ должен быть различен в зависимости от характера отношений общества и государства [12, с. 48].
Имеют место попытки в качестве целевых установок административной реформы рассматривать решение социально-экономических задач. Такая позиция является достаточно спорной. Очевидно, что сущность административной реформы заключается в необходимости качественных изменений в системе государственного управления с целью адаптации этой системы к условиям внешней среды. Но, при этом, следует учитывать, что административная реформа направлена, прежде всего, на повышение эффективности управления. Следовательно, в рамках административной реформы основные преобразования осуществляется не в экономике (иначе, в чем же тогда назначение экономической реформы), а в сфере управления. Таким образом, сущность административной реформы заключается не в том, чтобы, например, увеличить ВВП, а в том, чтобы достигнуть такого уровня государственного управления, при котором данная задача может быть решена качественно и в установленные сроки.
Подводя итоги, на основании анализа авторских исследований, а также опыта реализации административной реформы в современной России можно сделать следующие выводы и заключения.
1. Под административной реформой следует понимать концептуально осмысленный процесс реализации чётко регламентированных и контролируемых мероприятий по осуществлению качественных изменений в организационно-функциональной системе государственного аппарата, исполнительных органов власти различного уровня в целях повышения эффективности государственного управления.
2. Административная реформа
затрагивает, прежде всего,
3. Административную реформу
следует рассматривать в
- четкое концептуальное оформление сущности, цели и задач реформы;
- определение основных мероприятий и своевременный контроль за их исполнением;
- комплексный и синхронный охват всех реформируемых объектов, элементов, отношений и т. д.;
- качественное ресурсное
обеспечение (наличие
- определение механизмов
функционирования институтов
- определение критериев
эффективности
- обеспечение реформы механизмом обратной связи и постоянного мониторинга с целью своевременной корректировки программы или методов реформирования в случае несоответствия показателей деятельности институтов власти заданным критериям;
- легитимация реформаторского курса, а также формирование положительной мотивации у государственных служащих, представителей общественности слоев, т. е. у всех, чьи интересы данная реформа затрагивает;
- использование политических и информационных технологий для нейтрализации антиреформаторских настроений как внутри государства, так и вне его пределов.
5. Незначительные изменения (например, изменения наименования управленческой структуры, дополнение или ликвидация функций без каких-либо комплексных преобразований) целесообразно характеризовать более нейтральными понятиями, например, такими как «рационализация» или «развитие». Понятие «административная реформа» в данных случаях сложно признать релевантным.
6. С целью совершенствования методов реформаторского воздействия не только в рамках административных реформ, но и в процессе реализации иных видов реформ в различных сферах отношений, представляется целесообразным принятие федерального закона о принципах и методах реализации реформирования в Российской Федерации. Это предоставит возможность остановить процесс девальвации понятия «реформа», нейтрализовать негативное отношение к реформам, сложившееся в российском обществе с 1990-х годов и обеспечить чёткое следование установленным законодательством принципам, правилам и процедурам реформирования.
Литература и источники:
1. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник / И. А. Василенко. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
2. Административная реформа в России : научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. – М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2006. – 456 с.
3. «Консультант плюс:
Федеральный Закон от 04.07.2003 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральный Закон от 05.08.2000 №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;
Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О государственном совете Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»;
Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2004 № 824 «О мерах по проведению Административной реформы в 2003 – 2004 годах»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2000 № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;
Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2004 № 1444-р «О создании при Правительственной комиссии по проведению административной реформы».
4. Бакушев, В. В. Административная реформа в России: предпосылки, системность и механизмы / В. В. Бакушев, В. И. Безносиков, В. С. Кот. – М., 2000 г. – 162 с.
5. Молодцов, И. Н. Теоретические проблемы российской территориальной политики на примере анализа административной реформы 2000 года : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 / И. Н. Молодцов. – М., 2004. – 178 с.
6. Шаров, А. В. Основные элементы реформы государственного управления. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне / А. В. Шаров. – М. : Издательство «Алекс», 2005. – 304 с.
7. Гаталов, Е. Н. Проблемы современной
административно-
8. Шиян, В. Н. Теоретико-методологические аспекты современной практики государственного реформирования в России / Власть и проблемы российской государственности в Дальневосточном федеральном округе : материалы Межрегиональной научно-практической конференции / В. Н. Шиян. – Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2005. – 559 с.
9. Мельник, В. А. Современный словарь по политологии / В. А. Мельник. – Мн. : Книжный дом, 2004. – 640 с.
10. Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика : учебное пособие / В. В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2004. – 448 с.
11. Государственное управление: основы теории и организации : учебник / под ред. В. А. Козбаненко. – М. : «Статут», 2000. – 912 с.
12. Уткин, С. В. Административная реформа в условиях модернизации публичного управления / С. В. Уткин, С. Е. Каптерев, А. В. Мартынов // Власть. – 2009. – № 12.