Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:24, реферат
Органы внутренних дел являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений.
Общие правила
наложения административного
ВВЕДЕНИЕ
Органы внутренних дел являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений.
Административное наказание
- мера административной ответственности,
предусмотренная нормами
Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
1. Понятие и цели административного наказания
В соответствии со ст. 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. в ред. от 03.07.2006 Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание
не может иметь своей целью
унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему
физических страданий, а также нанесение
вреда деловой репутации
Применение уголовных
наказаний также
Меры административного
принуждения применяются не только
при исполнении административных наказаний,
но и при осуществлении
Основным субъективным фактором
предотвращения повторного совершения
лицом правонарушения является осознание
им неотвратимости применения карательных
санкций, предусмотренных законом.
Превентивная цель применения административных
санкций заключена в
2. Виды административных наказаний по главе 3 КоАП РФ
П
По ст. 3.2. КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или
4) конфискация орудия
совершения или предмета
5) лишение специального
права, предоставленного
6) административный арест;
7) административное выдворение
за пределы Российской
8) дисквалификация.
В отличие от КоАП 1984 г., ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ уточняет наименование отдельных видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе - административные взыскания), а также предусматривает новое административное наказание в виде дисквалификации.
При этом изменение наименования наказания в виде административного штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в частности, за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных ГК (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).
Ст. 3.2. КоАП РФ различает два юридических факта: применение административного наказания и его установление.
КоАП предусматривает применение административных наказаний к физическим и юридическим лицам, при этом к последним могут быть применены наказания в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также конфискации указанного предмета.
Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП.
При применении административных
наказаний к юридическим лицам
учитываются обе разновидности
противоправного деяния: действие либо
бездействие, выражающееся в уклонении
юридического лица от исполнения обязательств,
обусловленных его
Применительно к административным наказаниям, определенным в КоАП РФ, предметом административного правонарушения может быть как движимое имущество, например водные биологические ресурсы континентального шельфа, так и нематериальная субстанция, например противоправное осуществление работ и (или) оказание услуг (ч. 2 ст. 8.17, ч. 3 ст. 15.25 КоАП).
В редких случаях орудием
совершения административного
По ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения, конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения, а также административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства может
За одно административное
правонарушение может быть назначено
основное либо основное и дополнительное
административное наказание из наказаний,
указанных в санкции
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим.
Остальные виды административных наказаний, определенные ч. 1 ст. 3.2 КоАП, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.
Дополнительные
Разделение правоохранительных санкций, применяемых к нарушителю, на основные и дополнительные в действующем законодательстве используется редко и предусмотрено ст. 45 УК.
В отличие от КоАП РФ, УК выделяет три разновидности наказаний: а) применяемые только в качестве основных видов наказаний; б) применяемые в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний и в) применяемые только в качестве дополнительных видов наказаний.
В отношении юридического лица могут быть применены административные наказания, определенные п. 1 - 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП.
Система административных наказаний - перечень различных по степени тяжести и другим показателям, видов административных наказаний.
Единство данной системы обусловлено тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.
Данная система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.
Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.
В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые вынесены за " скобки", то есть они являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие правила назначения административного наказания содержатся в главе 1. КоАП.
К общим относятся правила:
- указывающие на то, что наказания за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).
В соответствии с законом
полномочный орган или
- административное наказание
налагается на основании
- за одно административное
правонарушение может быть
- требования индивидуализации
и целесообразности
Необходимо, прежде всего, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения. Закон использует термин характер правонарушения. Это обобщающая оценка содеянного, которая зависит от степени общественной опасности правонарушения, причиненного вреда охраняемым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания. Поэтому органы и должностные лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его размера в рамках, предусмотренных санкцией нормы. При наложении наказания учитываются способ, время, место и иные обстоятельства совершенного правонарушения.
При наложении наказания
следует учитывать
а) обстоятельства, прежде всего относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к труду, коллективу, государственному и общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование и т. п.);
б) его отношение к совершенному правонарушению - степень и форма вины.
Умышленное правонарушение
при всех прочих условиях
Применение отдельных
наказаний законодатель связывает
с особой характеристикой виновного.
Так, административный арест как
наказание применяется в
Полное и объективное
выяснение обстоятельств
При наложении наказания в рамках санкции нормы следует учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной (см. ст. 4.2. КоАП РФ); а также обстоятельства отягчающие ответственность: требование прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное наказание в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим (ст. 4.3 КоАП РФ).