Административное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.
Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены статьями 3.2 – 3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что как уже говорилось выше, являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке.


1 Понятие, цели применения административных наказаний 3
2 Виды административных наказаний, их характеристика 5
3 Общий порядок назначения административного наказания 14
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

Административное наказание.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, цели применения административных  наказаний

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), принятый в 2001, внес существенные новеллы в законодательную регламентацию административного наказания:

во-первых, термин «административное взыскание» заменил термином «административное наказание», что подчеркивает общественную опасность административного правонарушения и карательную сущность административно-правовой санкции как меры государственного принуждения;

во-вторых, указал на место административного наказания в системе карательных санкций, содержащихся в нормах других отраслей права, например, уголовного, предусматривающего условные наказания за совершение преступлений;

в-третьих, конкретизировал воспитательные свойства карательной санкции, сконцентрировав ее потенциальные возможности на решении задач предупреждения административных правонарушений.

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии с КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

КоАП РФ формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1, можно выделить, что под ним понимается мера юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства; мера государственного принуждения; мера предупреждения правонарушений и преступлений и психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.1 При этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица2.

Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены статьями 3.2 – 3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что как уже говорилось выше, являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке.

КоАП РФ (ч.1 ст. 3.1) содержит нормы, раскрывающие цели административного наказания:

а) предупреждение совершения правонарушителем новых правонарушений в целях частной превенции;

б) предупреждение совершения правонарушений другими лицами, чем достигаются цели общей превенции.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Однако такие меры, как, например, лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация, отнюдь не являются мягкими.3

 

2 Виды административных наказаний, их характеристика

 

Статья 3.2. КоАП содержит систематизированный перечень различных по характеру и правовым последствиям административных наказаний, что создает правовую основу для реализации принципа индивидуализации в процессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.4

Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.

1. По содержанию карательного воздействия выделяют:

а) меры морально-правовые (предупреждение);

б) меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);

в) меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);

г) меры организационного характера (лишение прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

2. В зависимости от последствий их применения:

а) меры исправительно-воспитательного воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

б) меры, создающие невозможность совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъятие).

3. В зависимости от длительности состояния наказанности:

а) единовременные (разовые) административные наказания (штраф, предупреждение, конфискация, возмездное изъятие, административное выдворение);

б) длящиеся административные наказания, т.е. растянутые во времени (административный арест, дисквалификация, лишение специального права).

4. В зависимости от субъекта ответственности:

а) применяемые исключительно в отношении физических лиц (лишение специального права, арест, дисквалификация, административное выдворение);

б) применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам (предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие, административное приостановление деятельности).

5. В зависимости от порядка применения:

а) административные наказания, применяемые только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъятие, арест, лишение специального права, арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности), а также те, которые могут быть назначены и судьями (судами), и исполнительными органами (должностными лицами), а также иными субъектами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями и др.);

б) административные наказания, применяемые в административном порядке – это только предупреждение, штраф и в особых случаях – административное выдворение за пределы России) 5.

6. В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, а все остальные санкции могут быть только основными наказаниями. Основным Законом признаются административные наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.

Если статьей Особенной части КоАП РФ предусмотрена возможность применения к виновному и основной, и дополнительной административной санкции, то на лицо, совершившее правонарушение, могут быть наложены сразу два наказания: одно основное и одно дополнительное6.

В санкциях ряда статей Особенной части КоАП РФ содержатся дополнительные санкции. В одних случаях применение дополнительного наказания допускается на альтернативной основе (например, санкция ст. 14.2 – штраф «с конфискацией... или без таковой»). Значит, по усмотрению судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело, дополнительное наказание может либо применяться, либо не применяться. В других случаях санкции стаей Особенной части КоАП РФ предусматривают обязательное одновременное применение основного и дополнительного наказания (например, ст. 14.10 – штраф с конфискацией). В подобных случаях субъекты административной юрисдикции обязаны налагать на виновного наряду с основным и дополнительное административное наказание.

7. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ч.3 ст. 3.2 КоАП РФ, все административные наказания можно поделить на: устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализованно – законами субъектов РФ об административных правонарушениях: только предупреждение и штраф.

Установление таких видов административного наказания, как: возмездное изъятие орудия совершения или предмета или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация и административное приостановление деятельности входит в компетенцию РФ и может быть законодательно закреплено лишь в КоАП РФ.

Дадим краткую характеристику административным наказаниям.

1. Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания: КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.

КоАП РФ впервые на законодательном уровне закрепил понятие «предупреждение» как меру административного наказания в виде «официального порицания физического или юридического лица», имеющего исключительно письменную форму выражения.

По содержанию это мера морально-правового воздействия. В перечне административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.

Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.

2. Административный штраф является денежным взысканием. Штраф как мера принуждения известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид взыскания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным. Почти 90% виновных в совершении административных правонарушений подвергаются штрафу (однако его нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву). Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключением ч. 2 ст. 20.25, содержат такую санкцию как штраф7.

Административный штраф выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета  административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения; не может превышать трехкратный размер его стоимости, а в случае мелкого хищения не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества;

2) сумме неуплаченных  и подлежащих уплате на момент  окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме денежных средств, полученных в результате неправомерного с точки зрения валютного законодательства РФ действия или бездействия; не может превышать трехкратный размер данной суммы;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение; не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год. В случае неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

4) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд8.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.9

3. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Данная мера используется редко, поскольку порядок ее реализации сложнее, чем конфискация; назначается судом. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства также, как и конфискация, не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, назначается судом.

Информация о работе Административное наказание