Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:21, курсовая работа
Объектом данной работы, является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка
Предметом исследования являются правовая природа, сущность и особенности право применения института административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка.
Цель написания данной работы - раскрыть характер административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.
Введение
Глава 1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность…….6
1.1 Понятие и признаки, административного правонарушения, посягающего на общественный порядок…………………………………….………………….6
1.2 Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок …………………………………...…………………….10
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам административных правонарушений в сфере общественного порядка…………………………….15
2.1 Виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ……………………………………………………………15
2.2. Механизм реализации административной ответственности за нарушения в сфере общественного порядка………………………………………………...29
2.3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………..33
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность…….6
1.1 Понятие и признаки, административного
правонарушения, посягающего на общественный
порядок…………………………………….………………….
1.2 Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок …………………………………...…………………….10
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам административных правонарушений в сфере общественного порядка…………………………….15
2.1 Виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ……………………………………………………………15
2.2. Механизм реализации административной ответственности за нарушения в сфере общественного порядка………………………………………………...29
2.3. Особенности производства по делам
об административных правонарушениях………………………………………
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Важность данной темы заключается в том, что административная деликтность представляет собой серьезную угрозу правопорядку в Российской Федерации. Административные правонарушения были и остаются наиболее массовыми видами противоправных деяний (по экспертным оценкам - не менее 100 млн. ежегодно)1. Значительная часть из них, около 76 млн., выявляется органами внутренних дел (далее ОВД), в том числе более 15 млн. - посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Изучение практики деятельности милиции показывает, что в большинстве случаев совершение таких правонарушений, как мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает существенный общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны сотрудников ОВД2.
Тем самым происходит легитимация вмешательства государства в сферу общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ закрепила демократический и правовой характер государства, признав в качестве высшей ценности права и свободы человека и гражданина и закрепив обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. Таким образом, необходимость регулирования сферы общественного порядка очевидна: данная область требует повышенной стабильности и защиты со стороны государства. Кроме того, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме охраны от посягательств различного рода правонарушений. Именно поэтому, законодатель в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) в ст. 2.1, где перечислил задачи законодательства об административных правонарушениях, закрепив тем самым объекты административно-правовой охраны, на одном из приоритетных мест указал защиту общественного порядка.
Объектом данной работы, является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка
Предметом исследования являются правовая природа, сущность и особенности право применения института административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка.
Цель написания данной работы - раскрыть характер административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.
Методологическую основу составляют общенаучные методы познания: диалектический метод, метод системного анализа, логический метод и др.; а также частно-научные: формально-юридический метод, историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения.
^ Положения выносимые на защиту:
1. Общественный порядок (в широком смысле) - есть совокупность общественных отношений, складывающихся в государстве, как общественное учреждение.
2. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок - применение санкций к лицу совершившему административное правонарушение в данной сфере
3. Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПОСЯГАЮЩЕГО НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.
1.1 Понятие и признаки, административного правонарушения посягающего на общественный порядок.
Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.
Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок - применение в установленном законом порядке уполномоченными органами (должностными лицами) установленных административно-правовыми нормами главы 20 КоАП РФ санкций к лицу, совершившему административное правонарушение в данной сфере, с целью наказания и пресечения подобных проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Говоря об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, следует подчеркнуть следующее3:
1. Для административной ответственности характерно, что она наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности. Являясь одним из элементов общего административно-правового регулирования, она используется в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами. Особенностью подобных правил является их специальный характер, который находит выражение в правовом регулировании таких управленческих отношений, которые в силу тех или иных причин приобретают важное значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов. О специализированном характере общеобязательных правил, разнообразных по своему содержанию, можно судить на основе анализа Особенной части КоАП (гл.5-21).
2. Из общеобязательного характера правил, нарушение которых влечет административную ответственность, следует, что она распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.
3. Меры административной ответственности применяются в случаях правонарушений не всеми органами и должностными лицами, представляющими в общественных отношениях, регулируемых административным правом, исполнительную власть. Действующее законодательство определяет специальных субъектов применения административной ответственности. Как правило, это органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер (информация о круге таких специальных субъектов содержится в гл.22-23 КоАП). Такими органами являются суды, а также разнообразные контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.
4. Специфической особенностью административной ответственности является и то, что в ее цели входит не только защита административно-правовых норм. Действующее законодательство, включая и Особенную часть КоАП, предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права. В этом - универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции административной ответственности.
5. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е. как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.
6. Для применения мер административной ответственности законодательством установлен особый процессуальный порядок - производство по делам об административной ответственности (раздел IV КоАП РФ). Административно-процессуальные нормы регламентируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, органов внутренних дел и т.д.).
7. Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения - административных наказаний (гл.3).
8. Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения - административное правонарушение (гл.2 КоАП РФ).
В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок, являются4:
- предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;
- административный штраф - денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;
- административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток;
- административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за совершение административного правонарушения.
Для усиления мер по обеспечению общественной безопасности предусмотрено взыскание в виде лишения специального права хранения и ношения огнестрельного оружия, специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. В то же время исключены из числа административных взысканий исправительные работы, поскольку применяемые исключительно по месту работы, они по существу являются "штрафом в рассрочку"5. В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения6.
В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет7.
Таким образом, административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок, можно позиционировать как часть общей административной ответственности. Однако далее будет показано, что данные административные проступки являются специфическим проявлением посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность. Вследствие этого со всей уверенностью можно говорить, что данный вид административной ответственности обладает одновременно признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.
2.2 Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.
Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков - необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.
Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В ст.2.1 КоАП нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст.1.2. КоАП. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.
Родовой объект - совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом будет выступать совокупность административных правонарушении, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. 8
Так, с объективной стороны мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.