Административное правонарушение и административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает людям нормально отдыхать. Безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям. Нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог. Нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Содержание

1)Введение………………………………………………………………………………………………………….3
2)Задание 1. Административное правонарушение и административная ответственность………………………………………………………………………………………………….4
2.1)Понятие административного правонарушения………………………………………….4
2.2)Административное правонарушение и преступление: основания разграничения…………………………………………………………………………………………………….6
2.3)Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………………………………………………………………………….8
2.4)Понятие цели, основания применения административных взысканий….10
2.5)Виды и порядок наложения административных взысканий……………………13
2.6)Заключение…………………………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………………………………………………..19
3)Задание 2. Решите задачи…………………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 40.17 Кб (Скачать файл)

Понятие цели, основания применения административных взысканий.

Административная  ответственность  выражается  в  виде  различных   мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется  в  особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда  связаны   с  правонарушением.  Они   выражаются  в определенной мере  наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются  в следующих целях:

1) наказание виновных;

2) предупреждение правонарушений  со стороны правонарушителя;

3) воспитание правонарушителя и  окружающих  его  лиц  в   духе  уважения

закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении  на  него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо  в  моральном,  либо    материальном   воздействии    на     правонарушителя.     Некоторые административные  взыскания сочетают  в себе  одновременно   и   моральное осуждение,  и материальное  воздействие,  и временное   ограничение   прав правонарушителя (например,  административный  арест,  лишение   специальных прав, исправительные работы и другие).

Особенности административного  взыскания:

1.Это реакция государства на уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное взыскание применяется только после совершения правонарушения.

2.Взыскание применяется компетентными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения).

3.Через административное взыскание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

4.Административное взыскание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

5.Государство особенно тщательно регламентирует применение взыскания.

6.Круг должностных лиц правомочных применять административные взыскания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. Законодатель сознательно устанавливает такой узкий круг субъектов имеющих право применять административного взыскания в целях охраны интересов личности.

7.Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство принуждает нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того желает ли он этого или нет.

Назначение  мер административных взысканий  несколько иное, чем административно-предупредительных  мер и мер административного пресечения. Если административно-предупредительные меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных последствий, то административные взыскания применяются, когда необходимо оказать определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно отклонено от формы. Назначение административного взыскания нужно определять через цели. Следует отметить, что цели административного взыскания впервые в истории административного законодательства закреплены в ст.23 КоАП. Согласно ст.23 административное взыскание является мерой ответственности и применяется в следующих целях:

1.Воспитание лица совершившего правонарушение в духе закона.

2.Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, применение мер взыскания  преследует воспитание правонарушителя  в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его  сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить  навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей.

Ограничение, связанное с мерами административного  взыскания, безусловно, оказывает воспитательное воздействие. Воспитание правонарушителей тесно связано с другой целью  административных взыскания - предупреждение правонарушений (не только со стороны нарушителей и других лиц). Цель частного предупреждения воздействовать на правонарушителей.

Административное  взыскание содержит в себе разнообразные  формы лишений, которые значительно  ограничивают возможности и желания  правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность исполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания дает возможность для совершения повторных правонарушений.

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут  перерасти в преступление, поэтому  своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания.

Общее предупреждение для других лиц, реализуется в издании законодательного акта, карающего то или иное деяние. Определенную роль играет неотвратимость административного взыскания. Используется общественное порицание - разбирательство  проступка в рабочем коллективе, освещение в печати и т.д. Цель общего предупреждения обеспечивается реальным исполнением мер.

Таким образом, можно сказать, что административное взыскание - это принудительное лишение  нарушителя определенных прав, благ и  возложение на него специальных "штрафных" обязанностей в целях его воспитания.

Виды и порядок наложения  административных взысканий.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться  следующие административные наказания: 
1.   предупреждение;

2.   административный штраф; 
3.   возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 
4.   конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 
5.   лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 
6.   административный арест; 
7.   административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 
8.   дисквалификация; 
9.   административное приостановление деятельности. 

В КоАП регламентируются основные правила наложения административных взысканий. К ним относятся:

— общие принципы наложения административных взысканий;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения;

— исчисление сроков административного  взыскания и сроков их давности;

— порядок возмещения причинённого административным правонарушением  имущественного ущерба и некоторые  другие. 

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных  нормативным актом, предусматривающим  ответственность за совершенное  правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов  РФ и другими нормативными актами об административных правонарушениях.  

Законность применительно к наложению административных взысканий заключается в том, что должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то взыскание, которое установлено законодательным актом и только в пределах санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.  

Индивидуализация административного взыскания выражается в том, что при его наложении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.  

Особую роль при наложении обоснованного  и справедливого административного  взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. 

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

— чистосердечное раскаяние виновного;

— предотвращение виновным вредных  последствий правонарушения;

— добровольное возмещение ущерба или  устранение причинённого вреда;

— совершение правонарушения под  влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжёлых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения несовершеннолетним либо беременной женщиной или женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до одного года. 

Законодательством РФ и субъектов  РФ могут быть предусмотрены и  иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

— преклонный возраст нарушителя;

— болезнь нарушителя;

— безупречное поведение на производстве и в быту до совершения проступка  и т.д. 

С учётом этих обстоятельств возможно применение более мягкой меры взыскания  в пределах санкции правовой нормы  либо передача материала о правонарушении на рассмотрение общественной организации  или трудового коллектива для  применения мер общественного воздействия.  

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

— продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое  лицо уже подвергалось административному  взысканию;

— совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

— вовлечение несовершеннолетних в  правонарушение;

— совершение правонарушения группой  лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение правонарушения в состоянии  опьянения. 

При решении вопроса о привлечении  правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки наложения административного взыскания. Оно не может быть наложено позднее 2-х месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) — 2-х месяцев со дня его обнаружения. 

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях  нарушителя признаков административного  правонарушения административное взыскание  может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. 

Эти сроки не распространяются на случаи нарушения таможенного законодательства, которое предусматривает срок давности в отношении юридических лиц  и лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, не позднее шести  месяцев со дня обнаружения правонарушения, когда речь идёт о таких взысканиях, как предупреждение, штраф и отзыв  лицензии или квалифицированного аттестата. Административные взыскания в виде конфискации и взыскания стоимости  товаров и транспортных средств (п. 4 — 6 ст. 242 ТК) налагаются независимо от времени совершения. 

КоАП (ст. 39) определяет срок погашения административного взыскания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания взыскания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, а именно: совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного взыскания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством. 

Правила наложения административных взысканий предусматривают обязательность правонарушителя возместить причинённый ущерб.

Если в результате совершения административного  правонарушения причинён имущественный  ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то коллегиальные  органы административной юрисдикции., а также судья при решении  вопроса о наложении взыскания  за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает одной  второй минимального размера оплаты труда. Районный (городской) народный суд решает вопрос о возмещении причинённого имущественного ущерба независимо от размера ущерба. 

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причинённого административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Государство, предоставляя гражданам  широкие права при осуществлении  своих интересов, вместе с тем  предусматривает ответственность  в случае нарушения законодательства, которая установлена, прежде всего, кодексами.

Каждый гражданин обязан соблюдать  нормы законодательства, но для того, чтобы соблюдать, необходимо их знать  и уметь применять в практической деятельности.

Следует подчеркнуть, что незнание закона не освобождает лицо от ответственности  в случае его несоблюдения - действует  предположение (презумпция), что законы всем известны. Поэтому правонарушитель  не вправе ссылаться на незнание закона как на обстоятельство, освобождающее  его от ответственности.

Точное знание своих прав и обязанностей помогает гражданину отстаивать свои права и охраняемые законом интересы. 

Подчеркнем , что законодательством предусмотрена ответственность не только граждан РФ, но также иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993г.) 
  2. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях, принятый 30.12.2001 г. вступивший в силу с 1.07.2002 г.
  3. Борисов А.Н. «Административное правонарушение» - система ГАРАНТ, 2008г.
  4. Сатышев В.Е. Административное право: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. – М. 2009.
  5. Максимов И.В. Административные наказания. – М. 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

1. Швец продал Гранину жилой дом. После переезда в купленный дом Гранин обнаружил, что исчезли зимние рамы от окон этого дома, которые он при осмотре видел в чулане дома, и телевизионная антенна, установленная на крыше. Выяснилось, что эти вещи забрал с собой Швец. На требование Гранина возвратить их, поскольку они являются принадлежностью дома, Швец ответил, что не собирался их продавать и еще до продажи дома обещал брату.

Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность