Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа
Российское федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.
Введение……………………………………………………………….……..3
1. Административное правонарушение как основание административной ответственности……………………………………5
2. Состав административного правонарушения………………………..9
3. Отграничение административного проступка от преступления, дисциплинарного и гражданского правонарушения……...………….18
3.1. Разграничение преступлений и административных правонарушений в российском и зарубежном законодательствах……………………………………………….21
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Филиал г. Юрга
Кафедра теории и истории государства и права,
административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Административное право
Тема: Административное правонарушение – основание административной ответственности
ст-ка 2 курса
Юрга 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы………………..……….…………..33
Введение
Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.
В современном Российском государстве более часто применяется административная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом. В частности, согласно КоАП РФ, к сфере ее регулирования - родовому объекту правонарушения - относятся такие виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:
защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);
охраны всех
видов собственности, например частной,
государственной и
охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
транспорта (гл. 11);
дорожного движения (гл. 12);
связи и информации (гл. 13);
предпринимательской деятельности (гл. 14);
финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
посягательства
на институты государственной
защиты Государственной
границы Российской Федерации и
обеспечения режима пребывания иностранных
граждан или лиц без
воинского учета (гл. 21).
Как было сказано, сходные правоотношения и их нарушение относятся также к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. Однако по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки. В свою очередь, гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Российское федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Дословно трактуя эту правовую норму, следует сделать вывод, что правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:
быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;
деяние (действие
или бездействие) виновного субъекта
административного права
Если расширительно толковать п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, необходимо заметить, что следствием совершения противоправного деяния должно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административного права, либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности, общества и государства в целом.
Под юридической
ответственностью понимается "возникшее
из правонарушений правовое отношение
между государством в лице его
специальных органов и
В гл. 2 КоАП РФ отсутствует понятие "административная ответственность". Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения.
Руководствуясь гл. 1 "Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях" КоАП РФ, следует отметить, что в понятие "административная ответственность" включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.
Таким образом, "административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)"2.
Административная
ответственность является
нормативное (систему норм, регулирующих ответственность);
фактическое (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);
процессуальное
(акт компетентного субъекта о
наложении конкретного
Законодательное
определение понятия "
Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:
1. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия является правонарушение, состав которого сформулирован в ст. 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.
2. Административное
правонарушение всегда
3. За указанное
деяние установлена
4. Указанное
деяние совершено физическим
или юридическим лицом. Этот
признак существенно отличает
административное
5. В совершении
данного деяния обязательно
Следует
иметь в виду, что ранее законодательство
об административных
Общие признаки,
свойственные всякому
Информация о работе Административное правонарушение – основание административной ответственности