Административное пресечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и пра-вопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов высту-пают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1.Понятие и характеристика пресечения в административном праве…..……...5
2. Классификация мер административного пресечения……………………….…9
2.1Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя…….14
2.2Меры имущественного характера………………………………………..….22
2.3Меры технического характера………………………………………………..25
2.4Санитарно-эпидемиологического характера……………………………..…28
2.5 Финансово-кредитного характера………………………………………….….30
Заключение…………………………………………………………….…………...32
Список использованных источников……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

административное пресечение.docx

— 110.04 Кб (Скачать файл)

1) использование специальных  средств;

2) применение физической  силы;

3) применение огнестрельного  оружия.

Мерами пресечения третьего вида являются:

1) остановка транспортных  средств;

2) остановка работы предприятий;

3) остановка строительства;

4) приостановление:

а) действия договора;

б) действия лицензии;

в) финансирование строительства;

г) операций по расчетам;

д) нарушения противопожарных  правил;

ж) производства;

з) отгрузки продуктов;

5) закрытие предприятия;

6) ограничение [4, c. 54-55].

В.А. Тюрин в своей статье под названием «Теоретико-правовая характеристика мер административного пресечения» классифицирует меры административного пресечения, учитывая такие основания, как степень самостоятельности мер административного пресечения; методы воздействия, лежащие в основе данных мер; характер объекта воздействия меры пресечения; специфика сферы воздействия, в которой применяются эти меры.

Меры административного  пресечения квалифицируются по следующим  критериям:

а) по степени соподчиненности  — самостоятельные меры и вспомогательные меры;

б) по методам воздействия  — меры, реализующие в виде средств  психического воздействия, и меры, реализующие в виде средств физического воздействия;

в) по объектам воздействия  — меры административного пресечения, применяемые к физическим лицам, и меры административного пресечения имущественного характера, применяемые к физическим и юридическим лицам;

г) по сфере воздействия  — меры общего назначения и меры специального назначения [9, c. 39-40].

Меры административного пресечения можно подразделить на группы.

 Л.Л. Попов и Ю.М. Козлов выделяют такие группы:

  • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);
  • меры имущественного характера (изъятие имущества, огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
  • меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий из-за нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.);
  • меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии на право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и др.);
  • меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
  • меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.);
  • меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.) [14, c. 246].

Я считаю более лаконичной  классификацию мер административного пресечения предложенную А.П. Кореневым. Исходя из целей, характера и объекта воздействия он выделяют следующие меры пресечения:

  • меры применяемые непосредственно к личности правонарушителя;
  • меры имущественного характера;
  • меры технического характера;
  • меры санитарно-эпидемиологического характера;
  • мепы финансово-кредитного характера [15, с. 173].

Придерживаясь этой классификации, рассмотрим содержание этих мер и  попытаемся охарактеризовать их группы.

 

2.1 Меры административного пресечения,

применяемые к  нарушителю

Меры административного  пресечения, применяемые к нарушителю:

  • требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц;
  • непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;
  • задержание и доставление в специальное помещение;
  • принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном и ином состоянии, препятствующем окружающим безопасно выполнять их обязанности.

Рассмотрим каждую из названных  мер пресечения.

Согласно законодательству Республики Беларусь уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Цель этой меры пресечения - указание на необходимость прекращения совершаемых противоправных действий [8, c. 368].

Требование прекратить противоправное деяние может выражаться в устной или письменной форме. В устной форме подобное требование (просьба) предъявляется тогда, когда необходимо немедленно прекратить противоправное деяние и это возможно сделать. Например, при нарушениях общественного порядка сотрудником органов внутренних дел (ст. 25 Закона «Об органах внутренних дел»), военнослужащим внутренних войск (ст.15 Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь») предоставлено право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка.

ГАИ вправе давать указания соответствующим лицам — участникам дорожного движения прекратить нарушение определенных правил дорожного движения. Подобным правом пользуются контролеры, ревизоры при проверке оплаты за проезд на автомобильном транспорте [4, с. 55].

Согласно ст.15 Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» военнослужащие внутренних войск наделены правом требовать при выполнении задач по охране общественного порядка от должностных лиц и граждан соблюдения общественного порядка [16].

Письменная форма требования о прекращении правонарушения используется тогда, когда выполнить требование немедленно не возможно.

Согласно п.18.2 «Положения о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь» ГАИ для выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право давать должностным и иным лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов, в том числе технических, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности механических транспортных средств. Предписания даются главными государственными автомобильными инспекторами и их заместителями в соответствии с их компетенцией в письменном виде с указанием сроков представления информации о принятых мерах [17].

Особого внимания заслуживает такая мера, как применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Применение физической силы.

Согласно ст. 27 Закона «Об органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для:

1) пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) задержания лиц, их совершивших;

3) самообороны;

4) преодоления противодействия его законным требованиям.

Физическая сила может  применяться тогда, когда ненасильственным способом это сделать невозможно [13].

 Военнослужащие внутренних  войск так же наделены правом  применять физическую силу, в  том числе боевые приемы рукопашного боя. В ст. 18 Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», кроме того, подчеркивается, что во всех случаях, когда применение физической силы невозможно исключить, военнослужащие обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу гражданина, а также принять меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи[4, c. 94].

В ст. 329 Таможенного кодекса Республики Беларусь сказано, что должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

 Физическая сила применяется  для:

- пресечения правонарушения;

- задержания лиц, совершивших  правонарушение;

- преодоления противодействия  законным требованиям должностных  лиц таможенных органов;

- воспрепятствования доступу  в помещения, на территорию, к  товарам или транспортным средствам,  находящимся под таможенным контролем [18].

Применение специальных  средств.

Сотрудник органов внутренних дел применяет наручники, резиновые  палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае: отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел и иных граждан; освобождения заложников; отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов; пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника органов внутренних дел; пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; остановки транспортного средства и т.д. Основания и порядок их применения регламентируются Законом «Об органах внутренних дел», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными нормативными актами. Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, находящиеся на вооружении милиции, для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков и т.д. [8,c.369].

Виды специальных средств, порядок и интенсивность их применения избираются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Они должны применяться исходя из принципа причинения минимального вреда здоровью граждан. Поэтому запрещается применять специальные средства против женщин с явными признаками беременности, лиц с признаками инвалидности и малолетних, кроме как в случаях оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. Запрещено также применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций[8, c. 370].

Применение специальных  средств должностными лицами таможенных органов регулируется ст. 330 Таможенного кодекса. В применении должностными лицами таможенных органов специальных средств существенных особенностей не наблюдается по сравнению с иными органами.

Применение огнестрельного оружия чаще всего связано с пресечением преступлений. И по этому признаку его можно бы вынести за пределы мер административного принуждения. Однако ряд ситуаций, связанных с его применением, позволяет говорить о его административно-правовой природе[8, c. 370].

 Д.Н. Бахрах считает, что: огнестрельное оружие применяется субъектами административной власти, и только ими, а все остальные субъекты права (должностные лица, граждане) используют его не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны; реализуется эта мера пресечения административным правом; применение огнестрельного оружия прямо не связано с возбуждением уголовного дела и может иметь место До возбуждения уголовного дела, после его приостановления, прекращения, а также для пресечения невиновных общественно опасных действий.

Это средство воздействия  занимает место на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени относится к первому [6, c.249].

Особенность применения огнестрельного оружия, как указывают многие авторы, состоит в том, что его реализация не связана с пресечением административного проступка, а обусловлена необходимостью немедленного прекращения таких действий, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как преступные [8, c. 370].

Характерной особенностью правовой природы применения огнестрельного оружия является своеобразный характер административного усмотрения в процессе реализации данной меры. Видимо, поэтому Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» обязывает сотрудника милиции в случаях применения огнестрельного оружия стремиться к причинению лишь минимального ущерба в каждой конкретной ситуации [8, c.371].

     Хотя в юридической науке отсутствует четкая классификация оснований применения огнестрельного оружия, однако предпринимаются попытки ее формирования. Так, А.С. Князьков предлагает следующие критерии классификации: по направленности выстрела; по ситуации, вызывающей необходимость производства выстрела (нападение, задержание и крайняя необходимость, личная безопасность вооруженного сотрудника органов внутренних дел); по обстановке, связанной с производством прицельного выстрела в неблагоприятной ситуации. Основаниями применения и использования оружия в неблагоприятной ситуации следует считать: нападение на граждан и сотрудников органов внутренних дел, угрожающее их жизни и здоровью; попытку насильственного освобождения лица из-под стражи; попытку лица, застигнутого при совершении определенных преступлений против жизни, скрыться и др. При производстве поражающего выстрела в названных случаях высок риск тяжелых последствий применения оружия, создаваемых самим нарушителем: быстрота (интенсивность) движения либо изменение его направления при нападении, резкое торможение либо ускорение движения автотранспорта и его неожиданные маневры при преследовании и др.[19, c. 237].

Информация о работе Административное пресечение