Административно-правовая норма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является“кирпичиком”конкретного административно-правового нормативного акта(Закона, Указа Президента, постановления Правительства и др. )
Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 21.00 Кб (Скачать файл)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО - отрасль права, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Норма административного  права выражает сущность регулируемого  ею общественного отношения, является“кирпичиком”конкретного  административно-правового нормативного акта(Закона, Указа Президента, постановления  Правительства и др. )

Административно-правовая норма есть установленное или  санкционированное государством (Федеральным  Собранием Российской Федерации, органом  исполнительной власти) правило поведения  с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Нормы административного  права определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения  людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а  также предприятий, учреждений, организаций  и трудовых коллективов в сфере  исполнительной власти. Нормы устанавливают  правовой режим взаимоотношений  субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок  осуществления управленческой (организационно-управленческой) деятельности, определяют права и  обязанности граждан в сфере  исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об ответственности (административной, дисциплинарной и материальной).

Существуют различные  виды административно-правовых норм. Основаниями  их деления на виды являются: содержание, форма выражения установленных  правил; положение участников правоотношения; порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок  действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. По содержаниюадминистративно-правовые норма группируются в правовые институты, т. е. совокупности определённых правовых норма, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений.

Административно-правовые норма подразделяются на группы (виды) норм: закрепляющие права и обязанности  граждан и их объединений в  сфере исполнительной власти;

определяющие порядок  образования, задачи, функции, структуру  и компетенцию органов исполнительной власти;

определяющие основные положения об организации и правовом положении предприятий, учреждений и организаций;

определяющие формы  и методы осуществления исполнительной власти; закрепляющие основные положения  о государственной службе;

регулирующие способы  обеспечения законности в сфере  исполнительной власти; устанавливающие  ответственность за различные правонарушения, не являющиеся преступлениями;

определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно—политической сферами и межотраслевому управлению. По форме выражения административно-правовые нормы бывают: запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные. С точки зрения положения участников правоотношения (адресатов предписаний) различаются  нормы: устанавливающие взаимные права  и обязанности субъектов, не подчинённых  друг другу;

устанавливающие порядок взаимоотношений государственных и негосударственных органов;

устанавливающие права  и обязанности граждан в сфере  исполнительной власти; определяющие правовое положение государственных  служащих;

устанавливающие правовые положения предприятий, учреждений, организаций. В зависимости от порядка  прав и обязанностей участников административно-правовых отношений различаются;

материальные нормы, определяющие систему и подсистемы, компетенцию, права и обязанности  органов и должностных лиц  управления;

процессуальные  нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуру деятельности по реализации прав и обязанностей (разделы Кодекса  об административных правонарушениях  КоАП).

Деление по порядку  действия во времени , в пространстве и по кругу лиц. Общим правилом является- административно-правовые нормы  вступают в силу, то есть начинают действовать  с момента их доведения до сведения исполнителей - опубликования нормативного акта. В отдельных случаях они  вступают в силу в срок, указанный  в нормативном акте.

Действие норм права  вообще рассчитано на неопределённый период времени, но могут устанавливаться  и условия их действия, при введении чрезвычайного положения на определённой территории и на определённый срок. Действие в пространстве связано  с положением органа, издавшего акт. Есть нормы действующие на территории РФ, субъектов Федерации и местного характера, нормы общего и отраслевого  характера; различаются также нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на отдельные  группы (военнослужащие, беженцы, работники  определённого министерства) - это  специальные субъекты.

Состоят также из гипотезы, диспозиции и санкции. А-пр. норма не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного  акта. Специфика а-пр. нормы заключается  в том, что санкция (в ряде случаев  и гипотеза) не всегда выражена непосредственно  в содержании того акта, в который  включена данная норма, зачастую она  предусмотрена другим актом. Источниками  административного права являются- акты органов законодательной и  исполнительной власти, которые содержат административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере  исполнительной власти.

Видами источниковадминистративного  права - актов России являются: Конституция, законы (федеральные конституционные  и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие  кодексы (КоАП, таможенный и другие отраслевые кодексы); постановления  Федерального Собрания (ранее Съезда народных депутатов и Верховного Совета), содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента РФ, правительства, федеральных министерств  и их федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты органов  законодательной и исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления. 
 
    АдминистративнАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Административная  ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями  власти установленных государством мер административного воздействия  к гражданам, а в соответствующих  случаях - и к организациям за нарушение  законности, государственной дисциплины.

Административная  ответственность - вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом  или должностным лицом административного  взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основанием административной ответственности является - административное правонарушение. Уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, и т. п. Субъектами могут быть как  физические лица, так и коллективные образования (организации). За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. Административные взыскания  применяются - уполномоченными органами и должностными лицами, : исполнительной власти, местного самоуправления, судами.

Административные  взыскания налагаются органами и  должностными лицами на неподчинённых  им правонарушителей.

Применение административного  взыскания не влечёт судимости и  увольнения с работы. 
 
    ПРИЗНАКИ административного правонарушения: 
    антиобщественность; 
    противоправность; 
    виновность; 
    наказуемость деяния.

ПРИЗНАКИ (элементы) состава административного правонарушения: объект; 
 
    объективная сторона; 
    субъект; 
    субъективная сторона.

Объект- общественные отношения, урегулированные нормами  права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона  заключается в действие или бездействии, запрещённом административным правом. Субъект- физические лица (должностные  лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. ), организации.

Субъективная сторона- психическое отношение субъекта к противоправному действию или  бездействию и его последствиям. Вина - умысел и неосторожность.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ. СИСТЕМА ВЗЫСКАНИЙ.

Административное  взыскание - мера ответственности за административное правонарушение. 
 
    Основные виды: 
    предупреждение; 
    штраф;

возмездное изъятие  предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом этого  правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или  непосредственным объектом административного  правонарушения;

лишение специального права, предоставленного гражданину (права  управления транспортным средством, права  охоты); 
 
    исправительные работы; 
    административный арест;

административное  выдворение из пределов РФ иностранных  граждан и лиц без гражданства.

А также отзыв  лицензии или квалификационного  аттестата (Таможенный кодекс). 
 
    Предупреждение - взыскание морального характера. 
    Штраф - денежное взыскание

Возмездное изъятие- принудительное изъятие предмета, который  являлся орудием совершения или  непосредственным объектом совершённого правонарушения. Изъятый предмет  реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом  расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация- принудительное безвозмездное обращение предмета - орудия правонарушения, в собственность  государства. (Таможенный кодекс).

Лишение специальных  прав- право управления транспортного  средства, право охоты - применяется  на срок до трёх лет за грубое или  систематическое нарушение порядка  пользования этими правами.

Принудительные  работы- на срок до двух месяцев с  отбыванием их по мету постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. , и с удержанием до 20 % его заработка в доход  государства. Срок принудительных работ  не может быть менее 15 дней.

Административный  арест- сроком до 15 суток. При чрезвычайном положении до 30 суток, в том числе  и к должностным лицам. Применяют - за мелкое хулиганство, злостное неповиновение  законному распоряжению или требованию работника милиции или народного  дружинника, за распитие спиртных напитков в общественных местах, за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств  в небольших размерах, потребление  наркотических средств. 
 
    ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Для этих мер характерен, как правило, внесудебный порядок, но есть и судебный порядок.

По целевому назначению делятся - административно-предупредительные, административно-пресекательные и  меры административной ответственности. 
 
    Административно-предупредительные: 
    контроль и надзорные проверки; 
    досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); 
    проверка документов, удостоверяющих личность; 
    административное задержание; 
    введение карантина;

прекращение движение транспорта и пешеходов при угрозе общественной безопасности;

освидетельствование медицинского состояния лиц и  санитарного состояния предприятий  общественного питания; 
 
    реквизиция имущества; 
    закрытие участков государственной границы. 
    Административно-пресекательные: 
    требование прекратить противоправные действия; 
    непосредственное физическое воздействие;

применение специальных  средств - резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водомёты при массовых беспорядках и групповых действиях, нарушающих работу транспорта и т. п. ;

административное  задержание лица для составления  протокола об административном правонарушении; 
 
    применение оружия (для остановки транспортного средства);

принудительное  лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное  отстранение от работы инфекционных больных,

запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое  состояние которых не отвечает установленным  требованиям;

запрещение или  ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются правила по обеспечению  общественной безопасности.


Информация о работе Административно-правовая норма