Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:34, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы заключается в том чтобы на основании развития современной «человеко-центристской» концепции административного права сформулировать понятие и раскрыть методологическую характеристику норм административного права. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: - дать понятие административно-правовых норм и рассмотреть их особенности; - определить цели и функции административно-правовых норм;
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие и особенности административно-правовой нормы………………..4 2. Цели и функции административно-правовых норм………………………….8 3. Структура административно-правовой нормы……………………………...10 4. Виды административно-правовых норм…………………………………….12 5. Реализация административно-правовых норм……………………………...17 Заключение……………………………………………………………………….21 Список использованной литературы…………………………………………...23
3) диспозитивные (регулирующие
права и обязанности в рамках,
предоставленных нормой права).
5. По пределу действия
в пространстве административно-правовые
нормы действуют в пределах
Российской Федерации и за
ее границами. Соответственно территориальным
масштабам действия административно-правовые
нормы бывают:
- федеральные или общероссийские;
- региональные, действующие
в пределах субъектов РФ;
- местные;
- локальные, действующие
в пределах государственного
органа, предприятия, учреждения, организации
и т.п.
6. По пределу действия
во времени административно-правовые
нормы делятся на срочные, т.е.
с заранее определенным сроком
действия, и бессрочные, не имеющие
заранее установленного срока
действия. Как срочные, так и бессрочные
нормы могут быть длительными
и кратковременными.
Разновидностью срочных норм
являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы,
ограниченные во времени исключительными
обстоятельствами: стихийными бедствиями,
эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными
конфликтами и другими факторами, предусмотренными
законодательством о чрезвычайном положении.
7. По пределу действия
по субъектам (адресатам) регулирования
- в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного
управления, касающиеся физических
или юридических лиц, государственных
служащих, негосударственных учреждений.
8. В зависимости от
уровня обобщенности:
1) общие - имеют общее значение,
например: документами, которые подтверждают
гражданство РФ, является паспорт
гражданина Российской Федерации,
а для лиц до 14 лет - свидетельство
о рождении;
2) межотраслевые - регулируют
какую-либо одну функцию во
всех отраслях (нормы межотраслевого
управления), например, контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства осуществляется
Федеральной антимонопольной службой;
3) отраслевые - регулируют
отношения в пределах одной
отрасли. По большей части это
нормы отраслевых министерств
и ведомств. Такой именно характер
имеют нормы, которые содержатся
в законах, соответствующих документах
Президента РФ, Правительства РФ,
если их влияние не выходит
за пределы конкретной отрасли.
4) местные - нормы местных
органов государственной исполнительной
власти, а также местного самоуправления.
7. По полноте изложенных
велений: определенные; бланкетные (отсыльные),
например, должностные лица полиции имеют
право в случаях, предусмотренных Кодексом
об административных правонарушениях
РФ, налагать административные взыскания
или передавать материалы об административных
правонарушениях на рассмотрение других
государственных органов.
8. По юридической силой:
- изложенные в законах;
- изложенные в указах;
- изложенные в постановлениях;
- изложенные в решениях;
- изложенные в приказах и т.п.
5. Реализация административно-правовых
норм
Установленные административно-правовые
нормы выполняют свои функции только в
том случае, если они реализуются. Реализация
норм означает практическое использование
содержащихся в них правил поведения в
интересах регулирования управленческих
общественных отношений, то есть воплощение
в жизнь волеизъявления, которое они содержат.
Реализация административно-правовых
норм - это такие правомерные действия
субъектов, которые согласуются с требованиями,
установленными нормами административного
права, и выражаются в приобретении, использовании
прав, соблюдении или выполнении правовых
обязанностей.
Известно несколько подходов
к вопросу о реально существующем количестве
способов реализации административно-правовых
норм. Чаще всего выделяют четыре способа:
1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование;
4) применение.
Соблюдение - это пассивное
поведение субъекта административных
правоотношений, который не допускает
нарушений административно-правовых запретов.
Реализация административно-правовых
норм в форме соблюдения характеризуется
добровольным подчинением субъекта права
требованиям административно-правовых
норм. Сущность данной формы состоит в
воздержании субъекта от совершения действий,
запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением
может осуществляться без вступления
субъекта в конкретные административно-правовые
отношения.
Реализация административно-правовых
норм в форме исполнения заключается в
активных правомерных действиях субъектов
права по выполнению предписаний, содержащихся
в этих нормах. В отличие от соблюдения
исполнение характеризуется активным
поведением субъекта. К данному варианту
реализации административно-правовых
норм относятся такие действия, как уплата
налогов, представления отчетов, проведение
регистрации, получения паспорта и т.п.
В определенных случаях пассивное поведение
может рассматриваться как упущение, недобросовестность,
халатность, неправомерное поведение.
Использование как форма реализации
административно-правовых норм состоит
в добровольном совершении субъектами
права правомерных действий, которые связаны
с осуществлением субъективных прав в
сфере управления. Действиями относительно
использования административно-правовых
норм являются: предоставление жалобы,
заявление об отпуске, использование предоставленных
государством льгот и т.п.
Подобно исполнению использование
осуществляется активным способом, но
в отличие от исполнения при использовании
реализуются субъективные права. Осуществление,
например, органом управления прав, предусмотренных
положением о нем, немыслимо иначе как
посредством совершения юридически значимых
действий. Невозможно также реализовать
право гражданина на перемену фамилии,
не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий
орган.
Кроме того, в отличие от первых
двух форм реализации норм при использовании
субъект сам решает, воспользоваться или
воздержаться от использования предоставленного
административно-правовой нормой субъективного
права. Посредством формы использования
реализуются управомочивающие административно-правовые
кормы, нормы-дозволения.
В отличие от других форм реализации
права применение всегда носит активный,
творческий, государственно-властный,
организующий характер, осуществляется
компетентными органами в установленном
законодательством процессуальном порядке.
Сущность применения административно-правовых
норм состоит в действиях компетентных
органов государства, общественных организаций
(объединений), должностных лиц по подведению
конкретного, имеющего юридическое значение
факта под соответствующую административно-правовую
норму и принятии государственно-властного
решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых
норм индивидуально-конкретных управленческих
дел и вопросов.
По своему социальному содержанию
применение административно-правовых
норм представляет собой одну из правовых
форм исполнительной, управленческой
деятельности. Поскольку применение норм
административного права носит государственный
характер, то субъектами применения могут
быть только правомочные органы и должностные
лица, наделенные правоприменительной
компетенцией. Основными требованиями
правильного применения норм административного
права являются: законность, обоснованность,
целесообразность, научная организация
правоприменительной деятельности.
Законность применения норм
заключается в том, что компетентные органы
и должностные лица в процессе решения
управленческого дела обязаны применять
норму только в пределах своих полномочий
и в соответствии с ее содержанием. Нарушение
этих правил может привести к вредным
последствиям. Законность - это не только
право, но и обязанность органов управления
и их должностных лиц применять административно-правовые
нормы. Неприменение нормы, в случаях,
когда это предписывается законом, означает
нарушение законности.
Обоснованность - это требование,
обращенное к фактическим основаниям
применения административно-правовой
нормы. Предметом заинтересованности
субъекта применения нормы должны быть
не только факты (события, действия, обстоятельства),
для регулирования которых применяется
норма, но и вся информация о них, о самом
явлении, внешние условия, в которых оно
находится. Требование обоснованности
обязывает субъекта правоприменения решать
дело после всесторонней проверки фактов.
Сомнительные и непроверенные обстоятельства
не могут быть положены в основу решения
в деле, не должны браться во внимание.
Целесообразность. Субъект
применения административно-правовой
нормы, выяснив ее содержание и разобравшись
в фактических обстоятельствах дела, обязан
принять наиболее целесообразное решение.
Целесообразность применения нормы - это
оптимальный путь достижения цели, предусмотренной
нормой. Таким образом, речь идет о целесообразности
в рамках законности.
Целесообразность органически
связана с законностью и обоснованностью,
однако, совпадает с ними не всегда. То
есть целесообразность может выступать
как самостоятельная категория, иметь
самостоятельное значение, играть в правоприменении
самостоятельную роль.
Анализ законности, обоснованности
и целесообразности как важнейших требований,
которые должны придерживаться в процессе
применения административно-правовых
норм, свидетельствует, что они, с одной
стороны, находятся в неразрывном единстве,
а с другой - каждая из них имеет самостоятельное
значение.
Процесс реализации административно-правовых
норм в настоящее время далек от идеального.
Такое его состояние является характерным
следствием кризисной ситуации в государстве.
В механизме административно-правового
регулирования эта ситуация проявляется
в недееспособности многих административно-правовых
норм, большому количеству правонарушений
административного и дисциплинарного
характера, в управленческой "суверенизации",
что приводит к практическому игнорированию
многих норм в регионах и на местах.
административный право норма
реализация
Заключение
Административно-правовая норма
- это установленное или санкционированное
государством, формально определенное,
юридически обязательное, охраняемое
средствами государственного принуждения
правило поведения участников административно-правовых
отношений с целью обеспечения публичных
прав и свобод человека и гражданина, нормального
функционирования гражданского общества
и государства.
Административно-правовым нормам
свойственные черты, присущие нормам других
отраслей права. Так, их устанавливает
или санкционирует государство; они определяют
и закрепляют права и обязанности субъектов
права; являются общеобязательными и формально
определенными правилами поведения; могут
быть обеспечены принудительной силой
государства; закрепляются в актах, которые
издают компетентные государственные
органы.
Вместе с тем, административно-правовые
нормы характеризуются определенными
особенностями, которые позволяют выделить
их среди норм других отраслей права в
зависимости от предмета их регулирования,
метода административного права (в большинстве
случаев такие нормы имеют императивный
характер), административно-правовые нормы
нередко устанавливают в процессе реализации
исполнительной власти и непосредственно
ее субъектами.
Характер отношений, урегулированных
административно-правовыми нормами, определяет
их структуру. Классическая модель правовой
нормы предусматривает обязательное наличие
трех взаимоувязанных частей: гипотезы,
диспозиции и санкции. Гипотеза указывает
на фактические условия, в которых действует
норма права. В диспозиции формулируется
именно правило поведения. Санкция содержит
указание на принудительные меры, которые
подлежат применению в случае нарушения
установленного правила.