Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования работы. Важным направлением в области управления любого государства было и остается обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Поэтому органы государственного управления являются важным рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений. Обеспечение государственной безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха во внешней и внутренней политике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общая характеристика управления государственной безопасностью.
1.1 Понятие государственного управления........................................................5
1.2 Понятие управления государственной безопасностью .....…….........…...10
Глава 2. Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности.
2.1 Система органов федеральной службы безопасности...............................13
2.2 Права и обязанности органов федеральной службы безопасности..........17
Глава 3. Внешняя разведка и ее правовой статус.......................................21
Глава 4. Охрана государственной границы Российской Федерации......25
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

административное право курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Управление безопасностью  имеет свои особенности:.

  1. оно не ограничивается пределами отрасли управления, ибо защита прав, свобод граждан, государственных интересов, государственной тайны является функцией всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
  2. органы, обеспечивающие безопасность, помимо управленческой деятельности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, проводят дознание и предварительное следствие по дела, которые отнесены законом к их ведению.

 

  1. для управления безопасностью, так же как и для управления обороной, характерны централизация, единоначалие, особый порядок прохождения службы в органах безопасности, строгая дисциплина.6

Управление безопасностью  отнесено Конституцией Российской Федерации к ведению России. Федеральные органы представительной и исполнительной власти образуют органы и службы безопасности, определяют их правовой статус, а также решают другие вопросы по обеспечению безопасности. Так, Федеральное Собрание Российской Федерации принимает законы по вопросам безопасности. Президент России издает указы, осуществляет руководство деятельностью органов безопасности, Правительство Российской Федерации принимает меры по обеспечению безопасности России.

В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находятся  защита прав и свобод человека и гражданина, режим пограничных зон и др.

К органам исполнительной власти, непосредственно осуществляющим управление безопасностью, относятся:

  1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  2. Служба безопасности Президента Российской Федерации;
  3. Федеральная служба охраны Российской Федерации;
  4. Служба внешней разведки Российской Федерации.

 

 

 

Глава 2. Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности.

2.1 Система и органов федеральной службы безопасности.

 

Органы федеральной  службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью  органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.7

Органы федеральной  службы безопасности представляют собой  единую централизованную систему. В  состав этой системы входят:

  1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  2. Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  3. Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных военных формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службе безопасности России.

Органы Федеральной  службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения и др.8

Возглавляет систему  органов безопасности Федеральная  служба безопасности Российской Федерации, которая является органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные и иные акты, непосредственно реализует основные направления деятельности органов безопасности.

Структура и организация  деятельности ФСБ России определяются Положением о ней, утверждаемым Президентом Российской Федерации. ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра.

Деятельность органов  ФСБ осуществляется на основе принципов:

  1. законности;
  2. уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  3. гуманизма;
  4. единства системы органов федеральной службы безопасности и централизма управления ими;
  5. конспирации, сочетания гласности и негласных методов и средств деятельности.

Административно-правовой статус органов федеральной службы безопасности. Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция  Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Положение о федеральной службе безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Федеральный Закон об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации определяет назначение, систему, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов ФСБ, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность — это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.9

Основаниями для осуществления  этой деятельности являются: наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности стране; необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе; необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы безопасности в соответствии с законодательством осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению. Эта деятельность осуществляется в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, а также законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

На органы безопасности федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной  власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.10

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ России. Сведения об организациях, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.11

 

 

 

 

2.2 Права и  обязанности органов федеральной службы безопасности.

 

Обязанности органов федеральной службы безопасности. В соответствии с поставленными перед ними задачами органы безопасности обязаны:

  • информировать Президента и Председателя Правительства Российской Федерации по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов федерации об угрозах безопасности России;
  • выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность спецслужб, организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности страны; добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
  • выявлять, предупреждать и пресекать преступления, осуществлять дознание и предварительное следствие по делам, отнесенным законодательством к их ведению; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы безопасности обязаны участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.

Органы ФСБ во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации должны проводить мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан России за ее пределами; осуществлять во взаимодействии с Пограничными войсками меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации; обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории России; участвовать совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории России общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.12

На органы безопасности возлагается обязанность осуществлять регистрацию и централизованный учет радио данных и радиоизлучении, передающих радиоэлектронных средств; выявление на территории России радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности России, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях.

Органы безопасности участвуют в соответствии с законодательством в решении вопросов, касающихся приема в российское гражданство и выхода из него, въезда на территорию России и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и др.

Права органов федеральной службы безопасности. Органам ФСБ для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

  • устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; производить дознание и предварительное следствие по уголовным делам, которые отнесены законодательством к ведению федеральной службы безопасности;
  • осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; получать безвозмездно от них необходимую информацию;
  • использовать в предусмотренных в Законе об органах ФСБ случаях средства связи и транспорта, принадлежащие государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств, которые законодательством освобождены от такого использования), а также гражданам;
  • в установленных Законом об органах ФСБ случаях беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; осуществлять административное задержание правонарушителей; производить их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов; применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

Информация о работе Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью