Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:26, контрольная работа
Актуальность темы курсовой работы. Проблемы "общество-личность", "государство-гражданин" относятся к числу тех, к которым на протяжении всей истории развития общества было приковано пристальное внимание. Не случайно поэтому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года1 закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Введение 3
Административно-правовой статус гражданина 5
Понятие, значение и элементы административной правосубъектности 6
Институт гражданства в России. Понятие двойного гражданства 8
Классификация прав и обязанностей российских граждан 10
Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан 18
Заключение 24
Список литературы и нормативных источников 26
Как положительный знак
и перспективную тенденцию
Особое место среди
судебных гарантий прав и обязанностей
граждан в сфере
Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а, следовательно, и защиты прав и свобод граждан.
Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, наделены широкими юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяет большое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан.
Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов, предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной: деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.
Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.
Важное место в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека, Осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"39.
В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения в адрес от Президента РФ до местной администрации.
Заключение
Правовой статус – это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ.
Административно-правовой статус гражданина является сложной политико-правовой категорией, составляет совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами права, и включает в свою структуру:
а) административную правоспособность и дееспособность;
б) гражданство;
в) права, свободы и обязанности граждан;
г) гарантии (механизм) реализации прав и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Административная
Правоспособность является основой административной дееспособности гражданина, под которой понимается способность гражданина своей деятельностью приобретать права, принимать на себя административно-правовые обязанности, исполнять их и нести юридическую ответственность за свое поведение.
Гражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Объем субъективных прав и юридических обязанностей, предоставляемых в сфере государственного управления тому или иному лицу, государство ставит в прямую зависимость от принадлежности к гражданству.
Права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные; статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны, и адекватные по тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина. Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия фактических возможностей для осуществления в данном месте и в данное время. В отличие от прав все обязанности абсолютны.
Для обеспечения административно-
а) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
б) ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
в) определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
г) любые нормативные
акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться без
Список литературы и нормативных источников
I. Основные нормативные акты
II. Основная литература
1 Российская газета. 1995. 5 апр.
2 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
3 Конституция РФ от 12.12.1993 г.
4 Коренев А.П. Административное право России. В 3 ч. М., 2000. Ч. 1. С. 73.
5 Овсянко Д.М. Административное право. М., 2002. С. 41.
6 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1997. С. 62.
7 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 102-106.
8 Российская газета. 2001. 31 дек.
9 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913
10 Российская газета. 2002. 5 июн.
11 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
12 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
13 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175.
14 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
15 СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.
16 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1985. № 51. Ст. 4970.
17 Российская газета. 1994. 8 дек.
18 Коренев А.П. Указ. соч. М., 2000. Ч. 1. С. 69.
19 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Указ. соч. М., 1997. С. 75-76.
20 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
21 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
22 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
23 СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
24 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
25 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
26 Российская газета. 2001. 31 дек.
27 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
28 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
29 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170; 1996. № 1. Ст. 4.
30 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
31 СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
32 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
33 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
34 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
35 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
36 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
37 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
38 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
39 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
Информация о работе Административно-правовой статус гражданина