Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
Административное право представляет собой отрасль права РФ, совокупность административно-правовых норм, действующих на территории РФ.
Административно-правовая юридическая наука изучает отрасль, т.е. административные нормы и те институты и правовые отношения, которые формируются на отношениях этих норм.
Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти. Характеристика системы, виды и принципы 5
2. Место и роль субъектов исполнительной власти на основе анализа их статуса и полномочий: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления 16
Заключение 30
Список литературы 34
Принцип
народовластия, закрепленный в ст.3
Конституции, означает, что народ
является единственным источником власти,
он осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти, одной из ветвей которой
является исполнительная власть. Контроль
за деятельностью органов
Принцип
разделения и взаимосдерживания
властей, закрепленный в ст.10 и 11 Конституции,
выражает существование и
Принцип законности (ст.15 Конституции) означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного само-управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Безвластие и неуправляемость во многих сферах - результат, прежде всего несоблюдения принципа законности, а также правового нигилизма. Вот почему в деятельности высших органов государственной власти России стало уделяться больше внимания укреплению законности, правопорядка, соблюдению дисциплины и формированию должного правосознания. Соблюдение законности - это главное условие эффективности, результативности деятельности органов исполнительной власти.
Такую же цель преследует и соблюдение принципа личной ответственности каждого должностного лица и государственного служащего за порученный участок работы. Этот принцип закрепляется в положениях об органах исполни-тельной власти, Федеральном законе от 31 июля 1995г. «Об основах государст-венной службы РФ»1, уставах о дисциплине и должностных инструкциях. Указом Президента от 6 июня 1996г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»2 установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Федерации несут персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины в руководимых ими органах. Злоупотребление властью, служебным положением и совершение должностными лицами и государственными служащими противоправных действий влекут для виновных установленную законом ответственность.
Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц. Ст.15 Конституции устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Все, что делается в центре и на местах, должно находиться под контролем общества, на виду у него. Ни один работник органа исполнительной власти не может оставаться вне критики. Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также полученные в процессе служебной деятельности сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принцип
приоритета и гарантированное обеспечение
прав личности является новым для
российского законодательства и
административной практики. Правовое
государство, которое предполагается
создать в России, характеризуется
тем, что права личности признаются
высшей ценностью, а все государственные
органы, в том числе и органы
исполнительной власти, ответственны
перед гражданами. Права граждан
должны быть надежно защищены от любого
произвола органов государства,
должностных лиц и
Ст.5
Конституции закрепляет принцип
федеративного устройства государства.
Это означает последовательное раскрытие
в текущем федеральном
Для
системы органов исполнительной
власти характерен принцип централизации,
т.е. подчиненности нижестоящих
Не утратил своего значения, хотя и стал менее акцентированным, принцип плановости в деятельности органов исполнительной власти, являвшийся важнейшим в период существования СССР. В условиях перехода к рыночной экономике сфера плановости выражается в разработке программ развития отраслей и сфер народного хозяйства, прогнозировании хода экономической реформы, расчетах наиболее эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении целей и задач деятельности различных органов исполнительной власти, установлении госзаказа на наиболее значимую продукцию, предоставлении по единому плану льготных кредитов. Таким образом, в целом планируются управленческие акции по наиболее приоритетным укрупненным позициям1.
К
принципам организации и
2.
Место и роль
субъектов исполнительной
власти на основе
анализа их статуса
и полномочий: Президента
РФ, Правительства
РФ, федеральных органов
исполнительной власти,
органов исполнительной
власти субъектов РФ
и органов местного
самоуправления
Рассмотрим
статус и полномочия одного из главных
субъектов исполнительной власти: Президента
РФ. Хотя формально, по действующей
Конституции, Президент не является
главой исполнительной власти, фактически
он активно влияет на деятельность
исполнительно-распорядительных органов.
Это выражается в различных формах:
прямо, поскольку многие из федеральных
органов исполнительной власти подчинены
ему непосредственно, или косвенно
через Правительство либо путем
назначения на должности и освобождения
от должностей, а также издания
своих нормативных и
Полномочия
Президента в сфере исполнительной
власти огромны. В соответствии со ст.83
Конституции он: назначает с согласия
Госдумы Председателя Правительства
РФ; имеет право
Президент
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами России; в соответствующих
случаях вводит на территории РФ или
в отдельных ее местностях военное,
а также чрезвычайное положение
с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Госдуме; награждает
государственными наградами РФ, присваивает
почетные звания РФ, высшие воинские и
высшие специальные звания; издает
указы и распоряжения, обязательные
для исполнения на всей территории
страны (они не должны противоречить
Конституции и федеральным
Субъектом
административного права
Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Положение о ней утверждено Указом от 2 октября 1996г.1 Администрация создает условия для реализации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.
В
целях обеспечения реализации Президентом
своих конституционных
Информация о работе Административно-правовой статус органов исполнительной власти