Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

В развитие федерального и регионального законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах соответствующих муниципальный образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию и в них не должно осуществляться изменения компетенции органов местного самоуправления, установленной уставом муниципального образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Система и структура органов местного самоуправления…… 5
1.1. Современная правовая основа местного самоуправления…….….. 5
1.2. Классификация органов местного самоуправления………………. 6
1.3. Структура органов местного самоуправления…………………….. 9
Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления………... 16
2.1. Компетенция органов местного самоуправления …………………16
2.2. Государственные гарантии прав местного самоуправления ……..21
2.3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………...………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

в) Выборность. Статья 130 Конституции Российской Федерации устанавливает необходимость наличия в системе местного самоуправления выборных органов.

г) решение вопросов формирования и организации деятельности представительных органов местного самоуправления посредством Устава муниципального образования.

Согласно ст. 34 и 35 Закона 131-ФЗ исключительно Уставом муниципального образования должны быть урегулированы следующие вопросы, касающиеся представительных органов местного самоуправления: порядок формирования, структура, численность, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и организация деятельности.

В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся:

- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

- утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

- определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль исполнения органами  и должностными лицами местного  самоуправления полномочий по  решению вопросов местного значения.

2) Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должность главы является обязательной для всех без исключения муниципальных образований. При этом в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. глава муниципального образования занимает одновременно либо должность главы представительного органа муниципального образования, либо должность главы местной администрации. В первом случае он может занять свою должность либо по результатам муниципальных выборов, либо будучи избранным из состава представительного органа, во втором – только по результатам муниципальных выборов. Исключением из указанного правила, как уже отмечалось выше, являются сельские поселения, в которых глава муниципального образования может совмещать должности главы представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В зависимости от выбранной в муниципальном образовании схемы управления он может являться главой муниципального образования, либо назначаться на должность по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

 

 

Полномочия главы городского поселения

Глава городского поселения как Глава муниципального образования:

- представляет городское поселение  в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения;

- подписывает и обнародует в  порядке установленном настоящим  Уставом, нормативные правовые акты, принятые Думой городского поселения;

- издает в пределах своих  полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного  заседания Думы городского поселения;

- осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Глава городского поселения как Глава администрации городского поселения:

- руководит деятельностью администрации  городского поселения, организует  и обеспечивает исполнение полномочий  администрации городского поселения по решению вопросов местного значения; организует и обеспечивает исполнение отдельных полномочий, переданных администрации городского поселения органами местного самоуправления Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области в соответствии с заключаемыми соглашениями;

- приобретает и осуществляет  имущественные и иные права  и обязанности от имени городского  поселения, выступает в суде без  доверенности от имени городского  поселения;

- представляет администрацию городского поселения в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

- издает правовые акты по  вопросам, отнесенным к полномочиям  Главы городского поселения и администрации городского поселения, а также по вопросам организации деятельности администрации городского поселения;

- утверждает положения об органах  администрации городского поселения, не наделенных правами юридического  лица;

- назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации городского поселения, определяет их полномочия;

- ежегодно отчитывается перед  Думой городского поселения о  социально-экономическом положении  городского поселения;

- организует прием граждан;

- принимает решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом;

- решает иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и решениями Думы городского поселения;

- обеспечивает осуществление органами  местного самоуправления полномочий  по решению вопросов местного  значения и отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

3) Местная администрация.

Согласно Закону № 131-ФЗ местная администрация – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местная администрация является единственным органом местного самоуправления из предусмотренных Законом № 131-ФЗ, который является постоянно действующим, т.е. возможность прекращения ее полномочий законодательно не установлена.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и другие), функциональные осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (планирования, контроля и т.п.), территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

- глава администрации;

- его заместители по сферам  муниципальной деятельности, среди  которых могут быть один или  два первых заместителя;

- структурные подразделения различных  типов, которые могут находиться  в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении (например, отдел в составе управления);

- коллегиальные совещательные  органы: коллегия администрации, экономический  и другие советы;

- аппарат администрации.

С точки зрения изложенного выше структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы: функциональные, отраслевые, территориальные, вспомогательные Приложение Д.

Основным документом, определяющим организацию деятельности местной администрации, является ее регламент, утверждаемый главой администрации.

 

2 Правовой статус органов  местного самоуправления

2.1 Компетенция органов  местного самоуправления

 

Под компетенцией местного самоуправления понимается круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления, а также права и обязанности органов местного самоуправления.

Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Причем в данном случае речь идет именно о различных областях местной жизни, вопросах местного значения. Если определение предметов ведения органа дает ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В Законе № 131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены исходя из следующих отправных положений.

1. Вопросы местного значения, являющиеся  предметом ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных  образований на вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплены все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

2. К ведению поселений отнесен  круг вопросов, связанных в основном  с повседневным жизнеобеспечением  населения. Это: обеспечение малоимущих  граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения, водоотведения, снабжения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, для развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, благоустройство и озеленение территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установка уличных указателей и т.п.

3. Многие вопросы местного значения  отнесены к предметам ведения  и поселения, и муниципального  района. Разграничение между ними  произведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает оно само, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания в границах поселения, а к вопросам муниципального района – организация транспортного обслуживания между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, библиотечного обслуживания населения, ритуальных услуг и содержание мест захоронения, к уровню муниципального района – организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор), содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т.д.

4. Исключительно на уровень муниципального  района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся: организация охраны общественного порядка, предоставления начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время, основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения и т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.

5. Учитывая различные возможности  отдельных поселений (например, сельское  поселение из нескольких населенных  пунктов с общей численностью  жителей 1 – 2 тысячи и городское  поселение с населением 30 – 50 тысяч  жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселению – принимать на себя ряд функций муниципального района.

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления