Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую норму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требование правовой нормы поведения.

Содержание

Понятия, структура и характерные черты административно-правовых отношений………3
Понятие, характерные черты и классификация мер административного принуждения…………………10
Задача……………………………....................................23
Список литературы ………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Админстатив_право_контр.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

4) меры финансового  характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного  характера (отстранение от работы  инфекционных больных, запрещение  эксплуатации предприятий торговли  или общественного питания из-за  их антисанитарного состояния  и др.);

6) меры, связанные с  осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например: вида на жительство иностранного гражданина; приостановление действия лицензии);

7) меры специального  или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Под административной ответственностью понимается возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

С другой стороны под  административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

Цель административной ответственности состоит в наказании  нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.

Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного правонарушения в течение года.

В целом особенности  административной ответственности  сводятся к следующему:

1) Административная ответственность  устанавливается как законами, так и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.

2) Основанием административной  ответственности является административное  правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный поступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Субъектами административной  ответственности могут быть как  физические лица, так и коллективные  образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснована, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

4) Мера административной ответственности – административное наказание, т.е. за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

5) Административная ответственность  реализуется широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц:  исполнительной власти, местного  самоуправления, их должностные  лица, а также суды (судьи). Уголовные  наказания – только судом; дисциплинарные наказания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях – в административном порядке. В отличие от уголовной и гражданской правовой ответственности, определяемой лишь судом, административная ответственности чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, определены в ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

6) Административные наказания  налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

7) Применение административного  наказания не влечет судимости  и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока. Различные формы уголовной и административной ответственности. Первая выражается в большей репрессивности, более суровом характере мер уголовного наказания и наступлении более тяжких последствий для осужденных. Административные меры воздействия даже в том случае, когда они применяются судом и народными судьями, не влекут судимости нарушителя. Различны и сроки для наступления этих видов ответственности; они значительно короче (не позднее 2 месяцев) применительно к административной ответственности.

8) Меры административной  ответственности применяются в  соответствии с законодательством,  регламентирующим производство  по делам об административных  правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры административно-процессуального  обеспечения

Административное доставление  – принудительная мера, применяемая  к лицу, совершившему административное правонарушение и связанная с  принудительным понуждением следовать к месту разбирательства (ст. 388 КоАП об административных правонарушениях РФ).

Административное задержание – принудительное кратковременное (до 3 часов) ограничение свободы  правонарушителя с принудительным содержанием в специальном помещении  органов внутренних дел.

Личный досмотр вещей  и документов – принудительное изъятие  вещей и документов, являющихся орудием  или объектом правонарушения и обнаруженных при задержании, личном досмотре или  досмотре вещей.

Меры административно-процессуального  обеспечения – принудительное ограничение свободы передвижения лица, совершившего правонарушение в целях пресечения нарушения и обеспечения проведения процессуальных действий (отобрание объяснения, задержание, доставление или привод в органы внутренних дел и др.).

Привод – принудительная мера, применяемая к лицам, уклоняющимся от явки на медицинское обследование либо в суд или иной орган, в  производстве которого находится рассмотрение дела об административном правонарушении (в соответствии со ст. 247 КоАП об административных правонарушениях привод применяется в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности для обеспечения его участия в административном процессе; на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних сотрудником милиции может быть произведен привод в комиссию лиц, уклоняющихся от явки по ее вызову).

3. Задача

Депутату Государственной  Думы было отказано в его требовании, дать возможность непосредственно  участвовать в заседании исполнительного  органа при рассмотрении вопроса, который был поставлен в депутатском обращении в данный исполнительный орган. Мотивом к отказу послужило то обстоятельство, что заседание исполнительного органа проводилось закрыто. Каким образом должна разрешиться сложившаяся ситуация?

По запросу депутата Государственной Думы исполнительный орган обязан ответить в течение 10 дней. В случае, если в исполнительном органе созданы какие-либо комиссии по рассмотрению жалоб и обращений граждан, либо по рассмотрению каких-либо вопросов, относящихся к деятельности исполнительного органа и не предусмотрено приглашение сторон и заявителя, то в этом случае исполнительный орган не обязан приглашать депутата ГД, а дать ему мотивированный ответ.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. М.,2008.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  3. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2010.
  4. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004.



Информация о работе Административно-правовые отношения