Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием.
Рассматриваемые нами понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей.

Содержание

Введение
1. Понятие законность...............................................................................5
1.1. Признаки законности.......................................................................9
1.2. Принципы законности.....................................................................11
2. Понятие правопорядка..........................................................................14
2.1. Признаки правопорядка..................................................................24
2.2. Структура правопорядка.................................................................25
Заключение.............................................................................................27
Список литературы................................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт

Кафедра Теории и истории государства и права, Административного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Канд. юр. наук, доцент

_________     

                                                             подпись

«___»_________ 2012г.

 

Студентка группы № 06103

________

                                                                                      подпись

 

 

 

 

 

Томск 2012

Содержание.

 

Введение

1. Понятие законность...............................................................................5

   1.1. Признаки законности.......................................................................9

   1.2. Принципы законности.....................................................................11

2. Понятие правопорядка..........................................................................14

   2.1. Признаки правопорядка..................................................................24

   2.2. Структура правопорядка.................................................................25

    Заключение.............................................................................................27

    Список литературы................................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

                                                                           Незнание закона не освобождает

                                                                          от ответственности. А вот знание

                                                                           нередко освобождает.

                                                                                                  Станислав Ежи Лец

 

Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием.

Рассматриваемые нами понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина разделяется на множество видов, которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также на нравственные и остальные предписания. Структуре дисциплины свойственны, с одной стороны, устойчивость, обеспечивающая подходящую упорядоченность общественных отношений, с другой - динамизм, способность к развитию.

 Понятия правопорядка и законности чётко не определены. С одной стороны это схожие, взаимосвязанные друг с другом понятия, с другой - во многом различны. Различны их связи и зависимости: Если законность выступает как причина, то правопорядок - как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными чертами, при рассмотрении правопорядка - состояниями и их качеством.

Если право и законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществлённость, действительность. Если законность - это качество нормотворческого и правореализационного действий, то правопорядок - одно из существенных проявлений этих состояний.

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, база обыкновенной жизни общества, его людей. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности страны, его функция. К огорчению, состояние законности и правопорядка подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе более опасных из них - преступлений. Укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно принципиальные задачи нашего сейчас.

Не исключено, что проблема законности и правопорядка "оттеснена" вниманием к другим острым проблемам. В нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества. В нашей действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.

Целью курсовой работы является рассмотрение таких понятий как законность и правопорядок, а также их сопоставление.

В связи с определенной целью необходимо отметить следующие задачи курсовой работы:

1. Определить понятие и признаки законности.

2. Выявить принципы законности.

3. Раскрытие понятия, структуры правопорядка, а также его основных признаков.

 

 

Понятие законности.

 

Понятие законности имеет долгую историю. Первым юристом, который упоминал это, был римский юрист Ульпиан, который в своих трудах упоминал понятие justitia - справедливость, которая позже стала называться законностью, т.к. законы стали “справедливыми”.¹ Многие государственные деятели различных государств ставили обеспечение законности на первое место, среди них Цицерон, Людовик XVI, Наполеон, АлександрII, Гитлер, Сталин и др. “В советский период, наибольшее распространение получило определение законности как строгого и неуклонного соблюдения законов и основанных на законах других правовых актов Советского государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами”.²

Несколько иную позицию занимал М. С. Строгович, по мнению которого социалистическая законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение советских законов всеми органами Советского государства, всеми учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами СССР. М. С. Строгович считает, что поскольку высшим выражением государственной воли является закон, то именно его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение - нарушение закона».³

Но оба названных определения распространяют понимание законности

_______________

¹ http://www.rudata.ru/wiki/Ульпиан

²Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма. Львов, 1975. С. 31.

³Строгович М. С., Теоретические вопросы советской законности // Советское государство и право», 1956 г., № 4.

лишь на сферу осуществления права. Поэтому уже в советской юридической литературе наметилась тенденция и к более широкому пониманию законности, которое охватывало бы и сферу правотворчества, и сферу соблюдения правовых актов.

“Первым условием законности,– пишет П. И. Стучка,– является сам закон”.¹ По мнению профессора С.С.Алексеева, законность – явление многомерное. Она включает не только требование строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами законов и основанных на них правовых актов, но и реальное осуществление ими субъективных прав, надлежащее применение права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц.²

П.М. Рабинович отражает главные элементы, без которых законность не может выполнить своего социального назначения, состоящего в обеспечении целей социалистического и коммунистического строительства путем установления четкой и упорядоченной организации общественных отношений. Это, во-первых, издание системы правовых норм, правильно отражающих закономерности общественного развития и волю народа; во-вторых, их строгое и неуклонное проведение в жизнь. Только единство этих составных элементов обеспечивает подлинную законность в обществе.³   

Наличие научно обоснованного законодательства, правильно отражающего объективные закономерности общественного развития, не может обеспечить осуществления целей, стоящих перед советским обществом, если нормы законодательства не проводятся в жизнь, если его предписания нарушаются. С другой стороны, осуществление правовых актов, противоречащих законам общественного развития, общенародной воле, также приносит вред интересам социалистического общества. Научно

____________

¹ Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М., 1931. С. 221.

²Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. С.113.

³ Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма. Львов, 1975. - С. 24.

обоснованное законодательство, его строгое и неуклонное проведение в жизнь составляют две стороны режима социалистической законности.

Рассматривая классическое определение советского периода, нужно отметить, что сущность законности действительно заключается в строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении действующих законов всеми субъектами права. Вместе с тем в публикациях последнего времени обращается внимание на то, что такая трактовка законности не отражает современных процессов политико-правовой жизни общества. В этой связи многое относительно законности требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов, учета правовых реалий. Соответственно, приводятся убедительные доводы.

Во-первых, традиционное понятие законности в основном отражало дореформенное (доперестроечное) состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.

Во-вторых, толкование законности как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.

В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к обязательности, являющейся объективным свойством права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и приговор суда.

В-четвертых, это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.¹

В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества,

_______________

¹Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. С.113.

деятельность законодателей.¹

Отмеченные моменты, так или иначе, учитываются в публикациях и диссертационных исследованиях последнего времени. В частности, представляется интересным подход, согласно которому законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.² В современной теории права законность признается фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества и граждан.

Прежде всего, законность выступает в качестве основополагающего  принципа организации и функционирования общества и государств,  проявляющегося в том, что ко всем органом государства, учреждениям, предприятием, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам предъявляются требования строжайшего выполнения законов и подзаконных актов. В правовом государстве данное требование имеет особое значение, так как означает, что не только граждане, но и само государство (его органы, должностные лица) обязаны жить по закону и на основании закона, а так же нести ответственность за это. В этом смысле законность очень тесно связана с принципом взаимной ответственности личности и государства и выступает антиподом безответственности, прежде всего, творимой органами государственной власти.

Законность одновременно является и методом руководства обществом, с помощью которого в интересах народа реализуется государственная воля.

Он проявляется в создании органами государства нормативных актов,

_______________

¹Малкин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып.4. М.: ИГПАН, 1995. С.27; Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 1997. С.436–437.

²Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. 1995. С. 37.

организации их точного и быстрого претворения в жизнь, а также в государственном контроле за точностью их реализации. Обеспечивая законность, государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает различными средствами их реализацию и защиту прав.

Законность – это также часть демократического режима, означающая неуклонное соблюдение (применение, исполнение) действующих законов и иных нормативных правовых актов, прежде всего, органами государства и должностными лицами, а также гражданами, общественными объединениями и организациями. В таком режиме деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, свободы, гуманизма, взаимной ответственности и ее неотвратимости преобладают над личными, групповыми и классовыми интересами.

Итак, законность – это принцип, режим и метод функционирования общества и государства, в основе которых лежит точное исполнение законов и иных нормативных правовых актов государством, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.

 

Признаки законности.

 

Законность характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является её все общность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно - правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Информация о работе Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка