Административно-предупредительные меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:57, доклад

Краткое описание

1. Административное принуждение как один из методов государственного управления.
2. Административно-предупредительные меры.
3. Правовая сущность и назначение административно-предупредительных мер.

Вложенные файлы: 1 файл

Административно - предупредительные меры.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Административное принуждение как один из методов государственного управления.

2. Административно-предупредительные меры.

3. Правовая сущность  и назначение административно-предупредительных  мер. 

1. Административное принуждение как один из методов государственного управления

 

Административное принуждение — разновидность государственного принуждения, т.е. оно осуществляется от имени и в интересах государства, его официальными представителями, имеет юридическое оформление.

Административное принуждение преследует различные цели: все они органически связаны с обеспечением правопорядка в сфере государственного управления. На этой основе выделяются определенные группы мер административного принуждения:

- Административно-предупредительные меры. 

- Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения уже совершающихся правонарушений и предотвращения их вредных последствий. К числу таких мер относятся, например, административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении или установлении его личности; привод; доставление в медицинское учреждение либо в дежурную часть милиции; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; требование прекратить противоправные действия; непосредственное физические воздействие; применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применение оружия в особых случаях; временное отстранение инфекционных больных от работы; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям, и др.

- Административные взыскания применяются в случае совершения административного правонарушения.

Всякое государственное  принуждение является весьма острым орудием, поскольку так или иначе ограничивает свободу тех, к кому применяется, существенно затрагивает их права и интересы. Чтобы исключить его неправильное использование, государство строго регламентирует порядок его применения, предоставляет тем, на кого оно распространяется, необходимые гарантии. Разного рода меры административного принуждения применяются к весьма значительному числу граждан и организаций. Строгая регламентация и прочные гарантии важны при использовании всех мер принуждения, но особенно таких, как задержание, принудительное лечение, применение оружия и др. Из этого исходит Закон «О полиции», Таможенный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты. Деятельность всех органов исполнительной власти по применению административного принуждения находится под постоянным контролем государства.

 

Административно-предупредительные  меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях. Эти меры имеют ярко выраженный профилактический характер. Принудительный их характер выражается в том, что они применяются полномочными органами без согласия второй стороны, которая в силу административно-правовых норм обязана либо выполнить предписанные действия, либо воздержаться от каких-либо действий. Наиболее типичными из них являются: проверка документов с целью предотвращения правонарушения; вхождение работников милиции в жилые и служебные помещения; досмотр вещей и личный досмотр, применяемый таможенными органами, с целью предупреждения контрабанды при пересечении госграницы; введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.п.

Меры административного  предупреждения вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (эти нормативные акты распространяются на большое количество граждан, многие из которых добровольно соблюдают запреты).

Предупредительные меры используются до совершения правонарушения — это средства, побуждающие к соблюдению установленных правил и недопущению совершения общественновредных или общественно опасных деяний.

Роль административного  принуждения очень важна в укреплении общественного порядка, охране собственности, прав и законных интересов граждан и организаций. Средствами административного принуждения охраняется широкий круг общественных отношений, регулируемый нормами административного, земельного, финансового, трудового, гражданского и других отраслей права.

 

2. Административно-предупредительные меры.

 

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.

Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным мерам относят:

-административный надзор  за лицами, освобожденными из  мест лишения свободы;

- таможенный досмотр;

- спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;

- привод, регистрация  и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;

- изъятие огнестрельного  оружия у лиц страдающих психическими  заболеваниями;

- проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

- предрейсовое освидетельствование  водителей автомототранспорта;

- закрытие границы  на участке, сопряженном с территорией,  пораженной эпидемией (эпизоотией);

- прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;

- ограничение движения транспорта  при авариях, овалах, обрывах линий  электропередач;

- убой животных в случаях  заболевания их заразными болезнями;

- уничтожение недоброкачественных  продуктов питания;

- ограничение права водопользования и т.п.

Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение которых  состоит не только в обеспечении  общественной безопасности, но и в  лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д.

Итак, меры административного  предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств  воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

 

3. Правовая сущность и назначение административно-предупредительных мер

 

Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения  лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности.

Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных  мер является не правонарушение, а  наступление особых, установленных  законодательством условий как  связанных, так и не связанных  с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий» предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Законодатель не только закрепляет юридически-властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных  мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным  мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

Государство, используя  административно-предупредительные  меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.

Так, сотрудникам полиции предоставлено право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Органы внутренних дел (полиция) наделены также правом оцеплять (блокировать) участки местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и осуществлять при необходимости досмотр транспортных средств и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий между  отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и  характеру правоограничений. По этому  критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы :

1) меры, применяемые в  целях предотвращения угрозы  наступления возможных вредных,  опасных, а нередко и тяжких  последствий, например, введения  карантина в местностях, пораженных  эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные  на предупреждение правонарушений, причем не только административных  проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие  уклонению соответствующих субъектов  от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское  освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют  так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

 

Список литературы

  1. Д.Н. Бахрах Административное право России изд. Норма М. 2002 г.
  2. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов Административное право Российской Федерации изд. Тейс 1994 г.
  3. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова Административное право изд. Юрист М. 2000 г.

4. Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. - М.: Юрид. лит., 1990


Информация о работе Административно-предупредительные меры