Реферат
Административно-территориальное
устройство
Свердловской области
Выполнил:
Ипатов И.И.
Екатеринбург
2011
Оглавление
Введение
Административно-территориальное
устройство является одной из важнейших
составляющих территориальной организации
общества, как субъекта Российской Федерации,
так и страны в целом. На его основе строится
и функционирует система органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
совокупность рыночных институтов и система
общественных объединений. Грамотный
подход в формировании административно-территориальных
единиц позволяет добиваться устранения
диспропорций в развитии отраслей экономики,
более эффективно использовать региональные
возможности и местные ресурсы и обеспечивает
успешное функционирование органов государственной
власти.
Административно-территориальное
устройство – деление субъекта РФ
на части (административно-территориальные
единицы), в рамках которых осуществляется
управление государственными делами и
(или) местное самоуправление, создаются
органы государственной власти или органы
местного самоуправления.1
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
вопросы образования, изменения и упразднения
административно-территориальных единиц,
критерии отнесения населенных пунктов
к городским и сельским поселениям решаются
Свердловской областью как субъектом
РФ самостоятельно.2
Федеральным
законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
установлены общие параметры территориального
устройства субъектов Российской Федерации.3
Основная
цель реферата состоит в изучении
административно-территориального устройства
Свердловской области и правовых
основ его функционирования.
В соответствии
с данной целью в работе были поставлены
следующие задачи:
- рассмотреть
виды административно-территориальных
единиц и населенных пунктов Свердловской
области;
- определить
порядок их образования, изменения и упразднения,
установления и изменения границ;
- охарактеризовать
статус города Екатеринбурга как административного
центра Свердловской области.
Виды административно-территориальных
единиц и населенных пунктов на территории
Свердловской области, порядок их образования,
изменения и упразднения, установления
и изменения границ
Правовую основу административно-территориального
устройства Свердловской области составляют
Устав Свердловской области, Областной
закон «Об административно-территориальном
устройстве Свердловской области» от
20 мая 1997 года № 30-ОЗ и иные нормативные
правовые акты Свердловской области, регулирующие
вопросы административно-территориального
устройства области.
В соответствии
с указанным законом, территория Свердловской
области делится на административно-территориальные
единицы и населенные пункты.
Административно-территориальной
единицей является часть территории Свердловской
области в фиксированных границах, имеющая
собственное наименование, создаваемая
с целью осуществления функций государственного
управления и при этом не обладающая политической
самостоятельностью. Населенный пункт
– место постоянного, компактного проживания
людей, приспособленное для жизни, хозяйственной
деятельности, отдыха и сосредоточивающее
жилые, административные и хозяйственные
постройки.4
Административно-территориальными
единицами Свердловской области являются:
- район – включает в себя сельсоветы и сельские поселения;
- внутригородские районы – часть территории города;
- сельсовет – включает в свой состав один или несколько сельских населенных пунктов с закрепленными за ними землями.
Следует отметить, что изменения
федерального законодательства, связанные
с реформой местного самоуправления, не
нашли отражения в рассматриваемом законе,
в котором до сих пор сельсоветы закреплены
в качестве административно-территориальных
единиц.5
Населенные пункты Свердловской
области делятся на городские (имеющие
сложившуюся производственную и социальную
инфраструктуру) и сельские (соответственно,
не относящиеся к категории городских
населенных пунктов).
К городским
населенным пунктам относятся:
- город – городской населенный пункт
с численностью населения свыше 12 тысяч
человек, отнесенный в установленном законодательством
порядке к категории города;
- поселок городского типа – городской
населенный пункт с численностью населения
от 3 до 12 тысяч человек;
- рабочий поселок – городской населенный
пункт с численностью населения менее
3 тысяч человек.
В городах с численностью населения
свыше 100 тысяч человек могут создаваться
внутригородские районы. Город может
являться административно-территориальной
единицей. В этом случае он не входит
в состав района и может включать в свой
состав внутригородские районы и сельсоветы.
На сегодняшний
день Свердловская область делится на
25 городов (областного подчинения), 30 районов
и 4 закрытых административно-территориальных
образования (ЗАТО), список которых определен
в Уставе Свердловской области.6
Кроме того, 3 города – Екатеринбург, Нижний
Тагил и Каменск-Уральский – имеют в своём
составе внутригородские районы (7, 3 и
2 района соответственно).
Образование,
изменение (выделение, разделение, объединение
или присоединение) и упразднение административно-территориальных
единиц и населенных пунктов на территории
Свердловской области, за исключением
закрытых административно-территориальных
образований, производится Законодательным
Собранием Свердловской области по собственной
инициативе, по инициативе органов местного
самоуправления, Губернатора и Правительства
Свердловской области, а также других
субъектов законодательной инициативы.
При этом Законодательным
Собранием в обязательном порядке
должны быть учтены мнение жителей рассматриваемой
территории (путем проведения местных
референдумов, собраний (сходов), конференций
и т.д.), сведения о ее размере и численности
населения, о финансовом состоянии административно-территориальной
единицы, населенного пункта и о его возможном
изменении, обусловленном соответствующими
изменениями административно-территориального
деления, а также перечень основных производственных,
социально-культурных и других объектов
инфраструктуры.7
Кроме того, необходимо заключение Правительства
Свердловской области по инициируемому
вопросу.
В случае если
проект областного закона, регулирующего
отношения, связанные с образованием,
преобразованием и (или) упразднением
административно-территориальных единиц
и населенных пунктов, вносится Губернатором
Свердловской области или Правительством
Свердловской области, заключение Правительства
Свердловской области по данному законопроекту
не требуется.
Установление
и изменение границ административно-территориальных
единиц, населенных пунктов должно регламентироваться
областным законом об административно-территориальном
делении Свердловской области, не принятым
до настоящего времени. При этом следует
отметить, что любые решения по вопросам
административно-территориального устройства
принимаются Законодательным Собранием
Свердловской области с учетом решений
представительных органов местного самоуправления,
отражающих мнение населения по данным
вопросам.8
Указанные
изменения принимаются путем внесения
изменений в областной закон, определяющий
административно-территориальное деление
Свердловской области, в котором устанавливается
перечень административно-территориальных
единиц и населенных пунктов с указанием
их вида, границ административно-территориальных
единиц, за исключением внутригородских
районов и городов, являющихся административно-территориальными
единицами, а также центров административно-территориальных
единиц.
Порядок образования,
преобразования, упразднения внутригородских
районов, изменения их границ определяется
уставом муниципального образования,
на территории которого они находятся.
В Екатеринбурге этот порядок определяется
Екатеринбургской городской Думой по
представлению Главы Екатеринбурга –
Председателя Екатеринбургской городской
Думы.9
Статус города Екатеринбурга как административного
центра Свердловской области
В соответствии с Уставом Свердловской
области, ее административным центром
является город Екатеринбург. Данное положение
содержится и в Уставе города Екатеринбурга.10
Статус административного центра
Свердловской области устанавливается
Областным законом от 12 ноября 1997 года
№ 63-ОЗ «О статусе административного центра
Свердловской области», и определяется
данным законом как правовое положение
города Екатеринбурга, обусловленное
установленными особенностями прав, обязанностей
и ответственности органов государственной
власти Свердловской области и органов
местного самоуправления города Екатеринбурга
в связи с осуществлением городом Екатеринбургом
функций административного центра Свердловской
области. Данный статус не может ограничивать
компетенцию города Екатеринбурга как
муниципального образования.
К функциям административного центра
Свердловской области относятся:
- предоставление необходимых условий для обеспечения
деятельности высших органов государственной
власти Свердловской области, территориальных
подразделений федеральных органов исполнительной
власти, представительств субъектов РФ,
иностранных государств и международных
организаций в Свердловской области, а
также органов управления организаций,
обеспечивающих деятельность органов
государственной власти по предметам
ведения Свердловской области и предметам
совместного ведения Свердловской области
и Российской Федерации;
- обеспечение работы общественного транспорта,
необходимого для обслуживания граждан,
временно пребывающих в городе в связи
с его статусом административного центра
Свердловской области, содействие организации
гостиничного, культурно-развлекательного
и иного обслуживания граждан;
- обеспечение необходимых дополнительных мер
безопасности и правопорядка во время
проведения в городе государственных
и межгосударственных мероприятий;
- содержание переданных административному центру
в эксплуатацию транспортных объектов
и систем федерального и областного значения,
содействие развитию транспортной
инфраструктуры;
- обеспечение сохранности памятников истории, культуры и архитектуры, находящихся на территории
города Екатеринбурга;
- осуществление мероприятий по развитию рынков
недвижимости, ценных бумаг, финансовых,
информационных и юридических услуг, создание
иных условий для роста деловой активности
и повышения инвестиционной привлекательности
Свердловской области;
- содействие развитию региональных и международных связей;
Областным законом также предусматривается
осуществление городом Екатеринбургом
как административным центром Свердловской
области иных функций, вытекающих из действующего
законодательства и договоров между органами
местного самоуправления города и органами
государственной власти.11
Органы государственной власти
Свердловской области в связи
с осуществлением городом Екатеринбургом
функций административного центра
имеют следующие полномочия:
- участие в разработке и реализации планов и программ социально-экономического развития города Екатеринбурга,
имеющих значения для города Екатеринбурга
как административного центра Свердловской
области;
- включение в областные планы и программы
мероприятий, направленных на реализацию
функций города как административного
центра;
- принятие мер для включения города Екатеринбурга
в реализацию совместных федеральных
и областных целевых программ, способствующих
эффективному выполнению городом Екатеринбургом
функций административного центра;
- согласование проекта генерального плана развития города Екатеринбурга в части реализации
им функций административного центра;
- передача в установленном порядке в муниципальную собственность памятников
истории, культуры и архитектуры областного
значения, а также заключение договоров
с органами местного самоуправления города
Екатеринбурга о содержании памятников
областного и федерального значения;
- реализация иных полномочий, вытекающих из действующего законодательства
или соглашений с органами местного самоуправления
города.12
Заключение
Административно-территориальное
устройство выступает как субъективное,
но необходимое проявление объективной
стороны территориальной организации
Свердловской области.
Эффективная организация административно-территориального
устройства области способствует оптимизации
системы государственного управления,
созданию благоприятных экономических,
финансовых и организационных условий
для осуществления местного самоуправления,
рациональному использованию социально-экономического
потенциала Свердловской области, развития
социальной инфраструктуры и системы
коммуникаций.
В законодательстве Свердловской
области в части административно-территориального
устройства отсутствует отождествление
административно-территориальных единиц
и муниципальных образований, что также
предусмотрено и федеральным законодательством.
Таким образом, муниципальные районы,
городские округа территориально могут
не совпадать с населенными пунктами,
административными районами, сельсоветами
Свердловской области.