Административно-территориальное устройство Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, как субъекта Российской Федерации, так и страны в целом. На его основе строится и функционирует система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов и система общественных объединений. Грамотный подход в формировании административно-территориальных единиц позволяет добиваться устранения диспропорций в развитии отраслей экономики, более эффективно использовать региональные возможности и местные ресурсы и обеспечивает успешное функционирование органов государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Административно-территориальное устройство.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 


Реферат

 

 

Административно-территориальное

устройство  Свердловской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                  Ипатов И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Оглавление

 

Введение

 

Административно-территориальное  устройство является одной из важнейших  составляющих территориальной организации общества, как субъекта Российской Федерации, так и страны в целом. На его основе строится и функционирует система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов и система общественных объединений. Грамотный подход в формировании административно-территориальных единиц позволяет добиваться устранения диспропорций в развитии отраслей экономики, более эффективно использовать региональные возможности и местные ресурсы и обеспечивает успешное функционирование органов государственной власти.

Административно-территориальное  устройство – деление субъекта РФ  на части (административно-территориальные единицы), в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) местное самоуправление, создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления.1

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям решаются Свердловской областью как субъектом РФ самостоятельно.2

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлены общие параметры территориального устройства субъектов Российской Федерации.3

Основная  цель реферата состоит в изучении административно-территориального устройства Свердловской области и правовых основ его функционирования.

В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть виды административно-территориальных единиц и населенных пунктов Свердловской области;

- определить порядок их образования, изменения и упразднения, установления и изменения границ;

- охарактеризовать статус города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области.

 

Виды административно-территориальных единиц и населенных пунктов на территории Свердловской области, порядок их образования, изменения и упразднения, установления и изменения границ

 

Правовую основу административно-территориального устройства Свердловской области составляют Устав Свердловской области, Областной закон «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» от 20 мая 1997 года № 30-ОЗ и иные нормативные правовые акты Свердловской области, регулирующие вопросы административно-территориального устройства области.

В соответствии с указанным законом, территория Свердловской области делится на административно-территориальные единицы и населенные пункты.

Административно-территориальной единицей является часть территории Свердловской области в фиксированных границах, имеющая собственное наименование, создаваемая с целью осуществления функций государственного управления и при этом не обладающая политической самостоятельностью. Населенный пункт – место постоянного, компактного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее жилые, административные и хозяйственные постройки.4

Административно-территориальными единицами Свердловской области являются:

  • район – включает в себя сельсоветы и сельские поселения;
  • внутригородские районы – часть территории города;
  • сельсовет – включает в свой состав один или несколько сельских населенных пунктов с закрепленными за ними землями.

Следует отметить, что изменения федерального законодательства, связанные с реформой местного самоуправления, не нашли отражения в рассматриваемом законе, в котором до сих пор сельсоветы закреплены в качестве административно-территориальных единиц.5

Населенные пункты Свердловской области делятся на городские (имеющие сложившуюся производственную и социальную инфраструктуру) и сельские (соответственно, не относящиеся к категории городских населенных пунктов).

К городским  населенным пунктам относятся:

  • город – городской населенный пункт с численностью населения свыше 12 тысяч человек, отнесенный в установленном законодательством порядке к категории города;
  • поселок городского типа – городской населенный пункт с численностью населения от 3 до 12 тысяч человек;
  • рабочий поселок – городской населенный пункт с численностью населения менее 3 тысяч человек.

В городах с численностью населения  свыше 100 тысяч человек могут создаваться  внутригородские районы. Город может  являться административно-территориальной  единицей. В этом случае он не входит в состав района и может включать в свой состав внутригородские районы и сельсоветы.

На сегодняшний  день Свердловская область делится на 25 городов (областного подчинения), 30 районов и 4 закрытых административно-территориальных образования (ЗАТО), список которых определен в Уставе Свердловской области.6 Кроме того, 3 города – Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский – имеют в своём составе внутригородские районы (7, 3 и 2 района соответственно).

Образование, изменение (выделение, разделение, объединение или присоединение) и упразднение административно-территориальных единиц и населенных пунктов на территории Свердловской области, за исключением закрытых административно-территориальных образований, производится Законодательным Собранием Свердловской области по собственной инициативе, по инициативе органов местного самоуправления, Губернатора и Правительства Свердловской области, а также других субъектов законодательной инициативы.

При этом Законодательным  Собранием в обязательном порядке должны быть учтены мнение жителей рассматриваемой территории (путем проведения местных референдумов, собраний (сходов), конференций и т.д.), сведения о ее размере и численности населения, о финансовом состоянии административно-территориальной единицы, населенного пункта и о его возможном изменении, обусловленном соответствующими изменениями административно-территориального деления, а также перечень основных производственных, социально-культурных и других объектов инфраструктуры.7 Кроме того, необходимо заключение Правительства Свердловской области по инициируемому вопросу.

В случае если проект областного закона, регулирующего  отношения, связанные с образованием, преобразованием и (или) упразднением административно-территориальных единиц и населенных пунктов, вносится Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, заключение Правительства Свердловской области по данному законопроекту не требуется.

Установление и изменение границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов должно регламентироваться областным законом об административно-территориальном делении Свердловской области, не принятым до настоящего времени. При этом следует отметить, что любые решения по вопросам административно-территориального устройства принимаются Законодательным Собранием Свердловской области с учетом решений представительных органов местного самоуправления, отражающих мнение населения по данным вопросам.8

Указанные изменения принимаются путем внесения изменений в областной закон, определяющий административно-территориальное деление Свердловской области, в котором устанавливается перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов с указанием их вида, границ административно-территориальных единиц, за исключением внутригородских районов и городов, являющихся административно-территориальными единицами, а также центров административно-территориальных единиц.

Порядок образования, преобразования, упразднения внутригородских районов, изменения их границ определяется уставом муниципального образования, на территории которого они находятся. В Екатеринбурге этот порядок определяется Екатеринбургской городской Думой по представлению Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы.9

 

Статус города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области

 

В соответствии с Уставом Свердловской области, ее административным центром является город Екатеринбург. Данное положение содержится и в Уставе города Екатеринбурга.10

Статус административного центра Свердловской области устанавливается Областным законом от 12 ноября 1997 года № 63-ОЗ «О статусе административного центра Свердловской области», и определяется данным законом как правовое положение города Екатеринбурга, обусловленное установленными особенностями прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления города Екатеринбурга в связи с осуществлением городом Екатеринбургом функций административного центра Свердловской области. Данный статус не может ограничивать компетенцию города Екатеринбурга как муниципального образования.

К функциям административного центра Свердловской области относятся:

  • предоставление необходимых условий для обеспечения деятельности высших органов государственной власти Свердловской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, представительств субъектов РФ, иностранных государств и международных организаций в Свердловской области, а также органов управления организаций, обеспечивающих деятельность органов государственной власти по предметам ведения Свердловской  области и предметам совместного ведения Свердловской области и Российской Федерации;
  • обеспечение работы общественного транспорта, необходимого для обслуживания граждан, временно пребывающих в городе в связи с его статусом административного центра Свердловской области, содействие организации гостиничного, культурно-развлекательного и иного обслуживания граждан;
  • обеспечение необходимых дополнительных мер безопасности и правопорядка во время проведения в городе государственных и межгосударственных мероприятий;
  • содержание переданных административному центру в эксплуатацию транспортных объектов и систем федерального и областного значения, содействие  развитию транспортной инфраструктуры;
  • обеспечение  сохранности памятников  истории, культуры и архитектуры, находящихся на территории города Екатеринбурга;
  • осуществление мероприятий по развитию рынков недвижимости, ценных бумаг, финансовых, информационных и юридических услуг, создание иных условий для роста деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области;
  • содействие развитию региональных и международных связей;

Областным законом также предусматривается осуществление городом Екатеринбургом как административным центром Свердловской области иных функций, вытекающих из действующего законодательства и договоров между органами местного самоуправления города и органами государственной власти.11

Органы государственной власти Свердловской области в связи  с осуществлением городом Екатеринбургом функций административного центра имеют следующие полномочия:

  • участие в разработке и реализации планов и программ социально-экономического развития города Екатеринбурга, имеющих значения для города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области;
  • включение в областные планы и программы мероприятий, направленных на реализацию функций города как административного центра;
  • принятие мер для включения города Екатеринбурга в реализацию совместных федеральных и областных целевых программ, способствующих эффективному выполнению городом Екатеринбургом функций административного центра;
  • согласование проекта генерального плана развития города Екатеринбурга в части реализации им функций административного центра;
  • передача в установленном порядке в муниципальную собственность памятников истории, культуры и архитектуры областного значения, а также заключение договоров с органами местного самоуправления города Екатеринбурга о содержании памятников областного и федерального значения;
  • реализация иных полномочий, вытекающих из действующего законодательства или соглашений с органами местного самоуправления города.12

 

Заключение

 

Административно-территориальное устройство выступает как субъективное, но необходимое проявление объективной стороны территориальной организации Свердловской области.

Эффективная организация административно-территориального устройства области способствует оптимизации  системы государственного управления, созданию благоприятных экономических, финансовых и организационных условий для осуществления местного самоуправления, рациональному использованию социально-экономического потенциала Свердловской области, развития социальной инфраструктуры и системы коммуникаций.

В законодательстве Свердловской области в части административно-территориального устройства отсутствует отождествление административно-территориальных единиц и муниципальных образований, что также предусмотрено и федеральным законодательством. Таким образом, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с населенными пунктами, административными районами, сельсоветами Свердловской области.

Информация о работе Административно-территориальное устройство Свердловской области