Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель данной работы: изучение и анализ административных правонарушений в области дорожного движения.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение административного правонарушения в области дорожного движения;
- рассмотреть применение ответственности за эти правонарушения
- проанализировать некоторые виды административных правонарушений в области дорожного движения;
- рассмотреть производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие административных правонарушений и применение административно-правовой ответственности в области дорожного движения…………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения……………………………………………………………5
1.2 Сущность и классификация ответственности за правонарушения в области дорожного движения………………………………………………….13
2. Анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения……………………………………………………………23
2.1 Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке…………………………………………………………23
2.2 Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков……………………………29
2.3 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения…………………………………………32
2.4 Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения…………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
Помимо водителя специальным
субъектом административного
Должностные лица, ответственные
за техническое состояние и
Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.
Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.
Протоколы об административных
правонарушениях в области
Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:
- должностные лица органов
управления дорожным хозяйством
- об административном
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.
Рассматривать дела об административных
правонарушениях в области
- судьи - об административных
правонарушениях,
- органы внутренних дел
(милиции) - об административных
- органы российской
Приводим перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:
Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.
Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее — уполномоченные лица).
1.2. Сущность и классификация ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Административная
Согласно
ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным
средством, не зарегистрированным в установленном
порядке или не прошедшим государственного
технического осмотра, влечет предупреждение
или наложение административного штрафа8.
Согласно
примечанию к ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным
средством в ст. 12.1 КоАП РФ следует понимать
автомототранспортное средство с рабочим
объемом двигателя более 50 кубических
сантиметров и максимальной конструктивной
скоростью более 50 километров в час, а
также прицепы к нему, подлежащие государственной
регистрации. В ст. ст. 12.2 - 12.37 КоАП РФ под
транспортным средством понимаются также
тракторы, другие самоходные дорожно-строительные
и иные машины, трамваи, троллейбусы9.
Согласно
ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ порядок и сроки прохождения
государственного технического осмотра
устанавливаются Правительством Российской
Федерации. При этом запрещается проводить
инструментальную проверку в организации
независимо от формы собственности, повторно
проводить технический осмотр транспортного
средства, прошедшего его в установленном
порядке, а также требовать у водителя,
собственника или иного законного владельца
транспортного средства предъявления
или приобретения экологических талонов,
диагностических карт, технических карт
либо иных документов, не предусмотренных
федеральным законом.
Субъектами этого административного правонарушения
являются водители транспортных средств.
Правонарушение может быть совершено
как умышленно, так и по неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях
составляются должностными лицами органов
внутренних дел.
Дела об административных правонарушениях
рассматриваются должностными лицами
Государственной инспекции безопасности
дорожного движения (ГИБДД), указанными
в ст. 23.3 КоАП РФ.
В случае управления транспортным средством,
не прошедшим государственный технический
осмотр, эксплуатация транспортного средства
запрещается, а государственные регистрационные
знаки подлежат снятию до устранения причины
запрещения эксплуатации транспортного
средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ управление
зарегистрированным транспортным средством
с нечитаемыми, нестандартными или установленными
с нарушением требований государственного
стандарта государственными регистрационными
знаками влечет предупреждение или наложение
административного штрафа.
Управление транспортным средством без
государственных регистрационных знаков
- влечет наложение административного
штрафа.
Согласно ч.
3 ст. 12.2 КоАП РФ установка на транспортном
средстве заведомо подложных государственных
регистрационных знаков влечет наложение
административного штрафа.
В соответствии
с ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ управление транспортным
средством с заведомо подложными государственными
регистрационными знаками влечет лишение
права управления транспортными средствами
на срок от шести месяцев до одного года.
Протоколы
об административных правонарушениях
составляются должностными лицами органов
внутренних дел, указанными в ст. 28.3 КоАП
РФ.
Дела об
административных правонарушениях, предусмотренных
ч. ч. 1 - 3 ст. 12.2 КоАП РФ, рассматриваются
должностными лицами ГИБДД. Дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ч. 4
ст. 12.2 КоАП РФ, рассматриваются судьями.
В соответствии
с ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ управление транспортным
средством водителем, не имеющим при себе
документов на право управления им, регистрационных
документов на транспортное средство,
страхового полиса обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортного средства, за исключением
случая, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП
РФ, а равно документов, подтверждающих
право владения, пользования или распоряжения
управляемым им транспортным средством
в отсутствие его владельца, влечет предупреждение
или наложение административного штрафа.
Согласно ч.
2 ст. 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем
транспортного средства установленной
федеральным законом обязанности по страхованию
своей гражданской ответственности, а
равно управление транспортным средством,
если такое обязательное страхование
заведомо отсутствует, влечет наложение
административного штрафа.
Обязательное страхование гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств предусмотрено Федеральным законом
от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств" и
Правилами обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 7
мая 2003 г. N 263.
В соответствии
с ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ управление транспортным
средством водителем, не имеющим при себе
в случаях, предусмотренных законодательством,
лицензионной карточки, путевого листа
или товарно-транспортных документов,
- влечет предупреждение или наложение
административного штрафа.
Передача
управления транспортным средством лицу,
не имеющему при себе документов на право
управления им, влечет предупреждение
или наложение административного штрафа.
Согласно
ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ установка на передней
части транспортного средства световых
приборов с огнями красного цвета или
световозвращающих приспособлений красного
цвета, а равно световых приборов, цвет
и режим работы которых не соответствуют
требованиям Основных положений по допуску
транспортных средств к эксплуатации
и обязанностей должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения, влечет
наложение административного штрафа.
В соответствии
с ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ установка на транспортном
средстве без соответствующего разрешения
устройств для подачи специальных световых
или звуковых сигналов (за исключением
охранной сигнализации) влечет наложение
административного штрафа.
Согласно
ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ незаконное нанесение
на наружные поверхности транспортного
средства специальных цветографических
схем автомобилей оперативных служб влечет
наложение административного штрафа.
В соответствии
с ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным
средством при наличии неисправностей
или условий, при которых в соответствии
с Основными положениями по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанностями
должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения эксплуатация транспортного
средства запрещена, за исключением неисправностей
и условий, указанных в ч. ч. 2 - 6 ст. 12.5 КоАП
РФ, влечет предупреждение или наложение
административного штрафа.
Согласно
ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным
средством с заведомо неисправными тормозной
системой (за исключением стояночного
тормоза), рулевым управлением или сцепным
устройством (в составе поезда) влечет
наложение административного штрафа.
В соответствии
с ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным
средством, на передней части которого
установлены световые приборы с огнями
красного цвета или световозвращающие
приспособления красного цвета, а равно
световые приборы, цвет и режим работы
которых не соответствуют требованиям
Основных положений по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанностей
должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения, влечет лишение права
управления транспортными средствами
на срок от шести месяцев до одного года
с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Согласно
ч. 4 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным
средством, на котором без соответствующего
разрешения установлены устройства для
подачи специальных световых или звуковых
сигналов (за исключением охранной сигнализации),
влечет лишение права управления транспортными
средствами на срок от одного года до полутора
лет с конфискацией указанных устройств.
В соответствии
с ч. 5 ст. 12.5 КоАП РФ использование при
движении транспортного средства устройств
для подачи специальных световых или звуковых
сигналов (за исключением охранной сигнализации),
установленных без соответствующего разрешения,
влечет лишение права управления транспортными
средствами на срок от полутора до двух
лет с конфискацией указанных устройств.
Управление
транспортным средством, на наружные поверхности
которого незаконно нанесены специальные
цветографические схемы автомобилей оперативных
служб, влечет лишение права управления
транспортными средствами на срок от одного
года до полутора лет (ч. 6 ст. 12.5 КоАП РФ).
Административные
правонарушения, предусмотренные ч. ч.
1 - 2 ст. 12.5 КоАП РФ, рассматриваются должностными
лицами ГИБДД, а предусмотренные ч. ч. 3
- 6 ст. 12.5 КоАП РФ - судьями.
Согласно
ст. 12.6 КоАП РФ управление транспортным
средством водителем, не пристегнутым
ремнем безопасности, перевозка пассажиров,
не пристегнутых ремнями безопасности,
если конструкцией транспортного средства
предусмотрены ремни безопасности, а равно
управление мотоциклом либо перевозка
на мотоцикле пассажиров без мотошлемов
или в незастегнутых мотошлемах влечет
предупреждение или наложение административного
штрафа.
В
соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ управление
транспортным средством водителем, не
имеющим права управления транспортным
средством (за исключением учебной езды),
влечет наложение административного штрафа.
Право на управление транспортными средствами
предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные
экзамены, что подтверждается соответствующим
водительским удостоверением. На территории
Российской Федерации водители, которые
являются гражданами Российской Федерации,
должны иметь национальное водительское
удостоверение, а иностранные граждане
- национальное или международное водительское
удостоверение, соответствующее требованиям
Конвенции о дорожном движении.
Ответственность по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ наступает,
когда лицо, управлявшее транспортным
средством, не имело права управлять транспортным
средством либо не имело права управлять
транспортным средством данной категории.
Управление
транспортным средством водителем, лишенным
права управления транспортным средством,
влечет наложение административного штрафа.
Согласно
ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ передача управления
транспортным средством лицу, заведомо
не имеющему права управления транспортным
средством (за исключением учебной езды)
или лишенному такого права, влечет наложение
административного штрафа.
В
соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление
транспортным средством водителем, находящимся
в состоянии опьянения, влечет лишение
права управления транспортными средствами
на срок от полутора до двух лет.
Такое же административное взыскание
установлено ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ за передачу
управления транспортным средством лицу,
находящемуся в состоянии опьянения.
При
рассмотрении таких правонарушений следует
учитывать, что согласно ч. 1 ст. 3.8 КоАП
РФ лишение специального права назначается
судьей.
Об отстранении водителя от управления
транспортным средством и направлении
водителя на медицинское освидетельствование
на состояние опьянения должностные лица
ГИБДД составляют соответствующий протокол,
копия которого вручается водителю.
В соответствии с ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ в протоколе
об отстранении от управления транспортным
средством соответствующего вида, а также
в протоколе о направлении на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения
указываются дата, время, место, основания
отстранения от управления или направления
на медицинское освидетельствование,
должность, фамилия и инициалы лица, составившего
протокол, сведения о транспортном средстве
и о лице, в отношении которого применена
данная мера обеспечения производства
по делу об административном правонарушении10.
Невыполнение водителем законного требования
сотрудника милиции о прохождении медицинского
освидетельствования на состояние опьянения
согласно ст. 12.26 КоАП РФ наказывается
лишением права управления транспортными
средствами на срок от полутора до двух
лет.
В случае невыполнения водителем законного
требования о прохождении медицинского
освидетельствования составляется протокол,
в котором указываются признаки опьянения
и действия водителя по уклонению от медицинского
освидетельствования11.
Медицинское освидетельствование осуществляется
в порядке, установленном Правилами медицинского
освидетельствования на состояние опьянения
лица, которое управляет транспортным
средством, и оформления его результатов,
утвержденными Постановлением Правительства
РФ от 26 декабря 2002 г. N 930. Медицинское освидетельствование
на состояние опьянения проводится в организациях
здравоохранения врачом (в сельской местности
при невозможности проведения освидетельствования
врачом - фельдшером) в соответствии с
Инструкцией по проведению освидетельствования
на состояние опьянения лица, которое
управляет транспортным средством, и заполнению
учетной формы N 307/у-05 "Акт медицинского
освидетельствования на состояние опьянения
лица, которое управляет транспортным
средством", утвержденной Приказом
Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (зарегистрирован
в Министерстве юстиции Российской Федерации
- регистрационный номер 4913 от 21 июля 2003
г.)
В соответствии с ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ превышение
установленной скорости движения транспортного
средства на величину от 10 до 20 километров
в час влечет предупреждение или наложение
административного штрафа.
Превышение установленной скорости движения
транспортного средства на величину от
20 до 40 километров в час влечет наложение
административного штрафа.
Превышение установленной скорости движения
транспортного средства на величину от
40 до 60 километров в час влечет наложение
административного штрафа.
Согласно ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ превышение
установленной скорости движения транспортного
средства на величину более 60 километров
в час влечет наложение административного
штрафа или лишение права управления транспортными
средствами на срок от двух до четырех
месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ пересечение
железнодорожного пути вне железнодорожного
переезда, выезд на железнодорожный переезд
при закрытом или закрывающемся шлагбауме
либо при запрещающем сигнале светофора
или дежурного по переезду, а равно остановка
или стоянка на железнодорожном переезде
влечет наложение административного штрафа
или лишение права управления транспортными
средствами на срок от трех до шести месяцев12.
Нарушение правил проезда через железнодорожные
переезды, за исключением случаев, предусмотренных
ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ, влечет наложение административного
штрафа.
В соответствии
с ч. 1 ст. 12.11 КоАП РФ движение по автомагистрали
на транспортном средстве, скорость которого
по технической характеристике или по
его состоянию менее 40 километров в час,
а равно остановка транспортного средства
на автомагистрали вне специальных площадок
для стоянки влечет предупреждение или
наложение административного штрафа.
Движение на грузовом автомобиле с разрешенной
максимальной массой более 3,5 тонны по
автомагистрали далее второй полосы, а
равно учебная езда по автомагистрали
влечет предупреждение или наложение
административного штрафа.
Согласно ч.
3 ст. 12.11 КоАП РФ разворот или въезд транспортного
средства в технологические разрывы разделительной
полосы на автомагистрали либо движение
задним ходом по автомагистрали влечет
наложение административного штрафа.
Рассмотрение дел об административных
правонарушениях регулируется ст. ст.
24.1 - 24.7, 25.1 - 25.13, 26.1 - 26.11 КоАП РФ.
2. Анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения.
2.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Управление транспортным
средством, не зарегистрированным в
установленном порядке или не
прошедшим государственного технического
осмотра, — влечет предупреждение или
наложение административного
Под транспортным средством следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы13.
Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
Статья 12.1 КоАП содержит два вида правонарушений: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр.
Порядок регистрации транспортных
средств установлен постановлением
Правительства РФ «О государственной
регистрации
Регистрацию транспортных средств осуществляют:
-подразделения
-органы государственного
надзора за техническим
-таможенные органы Российской
Федерации — транспортных
-автомобильные службы
Вооруженных Сил Российской
Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра установлены следующие размеры оплаты: в рублях
1 Выдача государственных регистрационных знаков: автомобили (тип 1) 351,0 прицепы и полуприцепы (тип 2) 193,5 мототранспорт (тип 4) 173,0
2 Выдача водительского удостоверения старого образца (размером 148на105) 54,0
3 Выдача водительского удостоверения нового образца (размером 85на45) 281,0
4 Выдача дубликата паспорта транспортного средства 71,0
5 Выдача свидетельства
(дубликата свидетельства) о
6 Выдача временного разрешения
(дубликата временного
7 Выдача талона ТО 46,0
8 Выдача номерных знаков «Транзит» 42,0
9 Выдача акта технического осмотра ТС 41,0
10 Выдача свидетельства
на высвободившийся агрегат 39,
11 Выдача справки-счета 74,0
12 Прием экзаменов на право управления транспортным средством:
по правилам дорожного движения 60,0
по навыкам вождения 100,0
Kаждый следующий экзамен:
по правилам дорожного движения 80,0
по навыкам вождения 120,0
Принимая постановление «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Правительство исходило, таким образом, из полномочий, предоставленных ему законом «О безопасности дорожного движения»15.
Объектом административного
правонарушения являются установленные
Федеральным законом от 10 декабря
1995 г. "О безопасности дорожного
движения" правила эксплуатации
транспортных средств. К их числу
относятся регистрация
Предметом административного правонарушения являются автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и конструктивной максимальной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные (автогрейдеры, асфальтоукладчики, автопогрузчики, автокраны) и иные машины, трамваи, троллейбусы.
В зависимости от используемой энергии двигатели могут быть внутреннего сгорания, электрическими (электрокар), газогенераторными и др.
Транспортное средство, не оборудованное двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), к предметам данного правонарушения не относятся.
Объективная сторона данного
административного
Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства16.
Не зарегистрированным в
установленном порядке
Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения