Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:38, контрольная работа
Основной задачей органов контроля является проверка фактического исполнения контролируемым поставленных перед ним задач; контроль принятых решений осуществляется органом контроля не только за законностью, но и за всем объемом задач управления, характерных для каждого ведомства. Контроль исполнителя заключается в оценке количества и качества мероприятий органов управления с позиций их соответствия решаемым задачам, целесообразности выбора средств и способов управления, применяемых для достижения поставленных целей. Соответственно своему назначению органы контроля наделены административной властью: они могут принимать акты, обязательные для исполнения подконтрольными органами, должностными лицами; привлекать к дисциплинарной и административной ответственности.
Теоретическая часть 3
1. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь 3
2. Административный надзор 6
Практическая часть 15
Список использованной литературы. 16
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Брестский государственный университет
им. А.С. Пушкина»
Юридический факультет
Контрольная работа
по предмету: «Административное право»
вариант 10
Брест – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
Следует, прежде всего, наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование. Лучшим вариантом их характеристики является классификационный. Эти отношения можно сгруппировать по различным основаниям.
В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить их следующие виды:
В зависимости от конкретных целей возникновения можно выделить:
Нормами административного
права регулируются управленческие
отношения и
Соответственно
административное право имеет определенные
границы правового
Основными условиями
отнесения общественных отношений
к управленческим, т.е. составляющим
предмет административного
Одновременно, как уже подчеркивалось, существует и второй тип управленческих отношений, связанных с внутриорганизационной деятельностью государственных органов (например, судебных органов, прокуратуры), а также с внешневластной управленческой деятельностью некоторых общественных организаций (например, профсоюзов).
Итак, административное право представляет собой отрасль права (система юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.
Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:
Нередко одни и
те же общественные отношения развиваются
под воздействием нескольких отраслей
права (особенно в хозяйственной
сфере). В связи с этим важное значение
имеет метод правового
Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.
Административно-правовому регулированию свойственен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон.
На этой основе
отношения управленческого
Таким образом, административно-правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение:
Однако во всех
вариантах регулирующего
Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них. Все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.
Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.
Будучи ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношения с субъектами других ветвей власти, наиболее общие контуры компетенции органов исполнительной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются, чаще всего, именно в сфере государственного управления. Следовательно, свои исходные начала административное право берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы - Конституции, законах, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, прав и обязанностей граждан; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и т.д.
Разные стороны
имущественных отношений
Наиболее сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права.
Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.
Трудовое право
регулирует трудовые отношения, а также
некоторые другие, связанные с
ними (но поводу заключения коллективных
договоров, по рассмотрению трудовых споров,
в области социального
Административный надзор в современных его формах исторически не так «стар», как прокурорский надзор, однако как способ обеспечения законности известен достаточно давно. Однако и сегодня его роль и место в системе иных органов, осуществляющих аналогичную работу по поддержанию законности, являются предметом дискуссий. Особое место в этом занимает вопрос о соотношении административного надзора с контролем, прежде всего «надведомственным».
Анализ мнений о сущности
административного надзора
К первой группе относятся Ф.С. Разаренов, А.А. Кармолицкий, Р.И. Денисов. Ко второй группе можно отнести таких авторов, как М.С. Студеникин, Е.В. Шорин.
О различиях в их подходах можно судить по определениям понятия «административный надзор», предложенным представителями этих групп. Так, Ф.С. Разаренов в качестве методологической основы определение содержания этого понятия использует признак отсутствия организационной соподчиненности у субъектов надзора и поднадзорных объектов. Он указывает на сходство надзора и внешнего контроля, которое проявляется в том, что надзор и внешний контроль осуществляются не за всеми сторонами деятельности поднадзорного и подконтрольного объекта, а только за определенными и по отдельным вопросам (например, за соблюдением определенных правил). Объединяет их, по его мнению, и то, что при обнаружении нарушений и органы надзора, и органы внешнего контроля принимают меры по их устранению и привлечению виновных к ответственности.
Различие между ними он видит, прежде всего, в объеме их компетенции. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку не только правильности, но и целесообразности контролируемой деятельности в то время, как органы административного надзора проверяют только законность действий конкретного объекта надзора. Ф.С. Разаренов также отмечает, что полномочия органов административного надзора ограничиваются лишь наблюдением за тем, как поднадзорные органы или лица выполняют свои обязанности в соответствующей отрасли управления, при этом органы надзора не вмешиваются в другие стороны деятельности указанных объектов.
Различие органов