Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:00, реферат
Административное принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.
Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Административное принуждение полностью регулируется нормам административного права и, кроме того, им регулируется общественно-правовое и частично – дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
Ответственность – разновидность принуждения, а меры ответственности – особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву – часть принуждения по административному праву.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственное, муниципальное и общественно-правовое принуждение. Государственное, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.
В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют уголовное, административное, дисциплинарное и иные виды принуждения.
Принуждение можно различать по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.
Основная задача и главная цель принудительных актов – защита правопорядка. По способу его охраны следует различать три вида принуждения:
Пресечение является разновидностью административного принуждения.
Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых.
Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлением. Иными словами, круг оснований для применения пресечения широк. Пресечение осуществляется в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.
Восстановительные меры (санкции) – это особый вид административного принуждения. Они применяются с целью возмещения причинённого ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причинённого неправомерным деянием. К ним относятся меры материальной ответственности (взыскание ущерба, предусмотренное ст. 40 КоАП).
В ст. 24 КоАП РФСР закреплены следующие виды административных взысканий:
Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершённый проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (лицензии, права на вождение ТС и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Однако взыскания не являются самоцелью, это необходимое средство воспитания, предупреждения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция). Взыскания защищают правопорядок косвенно, они не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют дальнейшее законопослушное поведение.
Заключение
Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.
Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:
- правомерность
поведения участников
- функционирование
и защиту такого режима, при
котором бы неукоснительно
- существования
устойчивой системы
Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.
Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.
Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.
Список использованной литературы