Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа
Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.
Определенный интерес представляют также мысли, содержащиеся в научных трудах М.Я. Масленникова, считающего, что "под обращением постановления к исполнению следует признать реальные действия, фактическое начало исполнения, выражающееся в удержании из заработка подлежащей взысканию суммы денег, уплате им штрафа или возмещении имущественного ущерба" [7].
Но данное утверждение нам представляется ошибочным, так как согласно ст. 698 КРК об АП постановление о наложении административного наказания обращается к исполнению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление. Подобный подход к пониманию изучаемой проблемы можно найти в другой работе того же М.Я. Масленникова [8]. Налицо определенное противоречие в суждениях известного ученого-административиста. В первом случае он под обращением понимает "реальные действия, выражающиеся в удержании суммы денег, уплате правонарушителем штрафа", а во втором - "действия органа (должностного лица), вынесшего постановление".
Заслуживающую внимания точку зрения
по этому вопросу имеют Д.Н. Бахрах и Э.Н.
Ренов, считающие, что на первом этапе
- обращение постановлений к исполнению
- соответствующий орган прежде всего
должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю
[9].
С учетом изложенного делаем вывод, что
процессуальное действие "обращение
постановления к исполнению" представляет
собой факт передачи постановления судьей,
органом, должностным лицом, вынесшими
его, органу, должностному лицу, непосредственно
исполняющим постановление по делу об
административном правонарушении.
Следует заметить, что начало срока обращения постановления к исполнению зависит от возможности обжалования, опротестования и ряда других моментов.
В случае увольнения физического лица,
привлеченного к административной ответственности,
либо невозможности взыскания суммы административного
штрафа из его заработной платы или из
иных доходов администрация организации
в десятидневный срок со дня увольнения
указанного лица или наступления события,
влекущего невозможность взыскания суммы
штрафа, возвращает копию постановления
о наложении административного штрафа
судье, в орган, должностному лицу, вынесшим
постановление, с указанием нового места
работы (если оно известно) физического
лица, привлеченного к административной
ответственности, причины невозможности
произвести административное взыскание,
а также с отметкой об удержаниях в случае,
если таковые производились.
В случае если физическое лицо, подвергнутое
административному штрафу, не работает
либо взыскание суммы административного
штрафа из его заработной платы или из
иных доходов невозможно, а также в случае
отсутствия денежных средств на счетах
юридического лица, подвергнутого административному
штрафу, постановление о наложении административного
штрафа направляется судьей, органом,
должностным лицом, вынесшими постановление,
судебному исполнителю для обращения
административного взыскания на имущество,
принадлежащее физическому или юридическому
лицу, в порядке, предусмотренном законодательством.
Если административный штраф взимается на месте совершения административного правонарушения, правонарушителю вручается квитанция строгой отчетности.
Следует иметь в виду, что в случае отказа правонарушителя от уплаты административного штрафа на месте должностным лицом правоохранительных органов составляется протокол об административном правонарушении, который подлежит направлению для рассмотрения и решения вопроса о виде и размере административного наказания.
Изучение практики уплаты штрафов показало, что в деятельности практических подразделений имеются определенные проблемы с уплатой административного штрафа, установленный законом порядок его уплаты зачастую не выдерживается. По нашему мнению, одной из причин обозначенной проблемы является несовершенство правовых норм, не учитывающих некоторых жизненных обстоятельств.
В первую очередь "это касается случаев, когда из заработной платы лица, помимо штрафных сумм, производятся другие виды удержаний, а также сезонных рабочих, отсутствие которых в течение продолжительного времени не позволяет своевременно взыскать наложенный на них штраф" [10].
Имеются примеры и иного плана, когда отсутствие должной правовой реакции на несоблюдение сроков уплаты административных штрафов оборачивается серьезными экономическими, социальными последствиями.
Не в этом ли причина низкой наполняемости государственного бюджета и, как следствие, задержек выплат заработной платы врачам, учителям и другим, слабо защищенным представителям общества? Не следует забывать, что поступление денежных сумм от административных штрафов предусмотрено доходной частью государственного бюджета. Но это не все. Следует согласиться с утверждением некоторых авторов, обоснованно увязывающих поступление взысканных штрафных сумм не только с исполнением соответствующих статей доходной части государственного бюджета, но и с общей направленностью усилий ведомств в законотворческой деятельности, а также с характером правоприменительной практики [11].
Существенной проблемой исполнительного производства в настоящее время является, по нашему мнению, избыточное количество принятых законов. Многие из них дублируют друг друга, но при этом, к сожалению, как показывает правоприменительная практика, так и не решают задач производства по делам об административных правонарушениях. В качестве примера можно привести определенное несоответствие, противоречие между административно-правовыми нормами.
Результаты изучения практической стороны данного вопроса, к сожалению, не радуют. По данным МВД РК, правомочными должностными лицами ОВД в 2011 г. было назначено административных штрафов на сумму 6441274 тенге, из которых уплачено всего лишь 3996543 тенге.
Обращает внимание четко обозначившаяся в последние годы крайне нежелательная тенденция существенного сокращения уплаты административных штрафов, применяемых должностными лицами дорожной полиции. Результаты правоприменительной практики прежних лет свидетельствовали о практически повсеместной уплате назначенных штрафов за выявленные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Административный штраф в данной сфере в настоящее время уплачивается лишь в 20% случаев.
В условиях реформирования политического и экономического строя проблема уплаты административного штрафа приобрела особую актуальность, а в ряде случаев и тяжело разрешимую проблематичность. Изложенное объясняется тем, что правовые институты являются составной и неотъемлемой частью системы общественных отношений, сложившихся в РК в последние годы. Решение рассматриваемой проблемы невозможно без коренного изменения социально-экономической ситуации в стране в целом. В настоящее время исполнение постановлений о привлечении к ответственности в виде административного штрафа напрямую зависит от экономического благополучия граждан. В качестве необходимой аргументации уместно обратиться к результатам научных исследований криминологического характера. В последние годы, пишет А.Н. Ильяшенко, нарушено нормальное соотношение таких важнейших для экономического развития общества категорий, как труд и заработная плата. В среднем по стране вознаграждение за труд приближается к черте социального пособия для выживаемости. Реальные размеры зарплат и пенсий не могут обеспечить основной массе работников, пенсионеров и членам их семей нормальный уровень жизни. В настоящее время 40% работающих граждан РК получают зарплату ниже прожиточного минимума. При этом положение ухудшается в результате продолжающихся задержек выплаты зарплаты. Для большинства семей с невысокими доходами одно-, двухмесячные задержки заработной платы, не говоря о более длительных сроках, вызывают серьезные материальные и психологические трудности [12]. Анализ причин неуплаты административного штрафа позволяет определить ряд способствующих этому причин. Здесь и традиционные, имеющие внутригосударственную социальную составляющую, и новые, ранее не встречавшиеся в правоприменительной практике, которые в ряде случаев являются, к сожалению, причиной нарушения установленного действующим законодательством порядка исполнения наказаний в виде административного штрафа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, проведенному исследованию хочется отметить -административный штраф, как вид административного наказания, на сегодняшний день не утратил своего правоохранительного значения.
Напротив, в свете намеченной на законодательном уровне тенденции к декриминализации преступлений, он, как один из наиболее распространенных видов административного наказания, приобретает все большую актуальность и значимость.
Безусловно, административный штраф, наряду с другими мерами государственного принуждения, является наиболее действенным средством защиты общественного порядка от противоправных посягательств.
Однако эффективность данного вида административного наказания снижается ввиду существования множества проблем, кроющихся в большинстве своем, в несовершенстве нынешнего административного законодательства.
Как отмечалось выше, Кодекс РК об административных правонарушениях в определенной степени снял некоторые проблемы и противоречия, стоявшие перед правоприменительной практикой. И на сегодняшний день, Кодекс - единственный законодательный акт, в котором кодифицирована вся административная ответственность физических и юридических лиц.
Таким образом, само определение понятия «Административный штраф» становится шире. Учитывая появившиеся изменения, представляется возможным сформулировать его более четко и полно.
Административный штраф - это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке установленном Кодексом РК об административных правонарушениях.
Статья 48 Кодекса устанавливает четкие размеры административного штрафа. Предусматриваются случаи установления повышенных размеров штрафов.
Следует заметить, что законодатель ввел четкие сроки составления протокола, которые практически не были регламентированы в предыдущем административном законодательстве. Теперь протокол должен быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения.
В отличие от ранее действовавшего кодекса новый Кодекс содержит подробную процессуальную регламентацию, определяя перечень и полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении.
Однако, существенным недостатком, является отсутствие единой формы протокола об административном правонарушении.
Заслуживает внимания и такая проблема как взимание штрафа на месте совершения правонарушения без составления протокола. Вследствие двоякого толкования указанного выше положения статьи, возникают судебные прецеденты, т.е. недовольные водители обращаются в суд, из-за невозможности оплатить штраф, с которым они в принципе согласны, на месте совершения правонарушения, и суды в ряде случаев удовлетворяют такие иски.
Таким образом, возникает ситуация, что штраф не уплачивается совсем, т.е. правонарушение имело место, правонарушитель с этим согласен, а штраф не уплачивается. В итоге, правонарушитель избегает обоснованного наказания, к тому же не пополняется городской бюджет.
Переходя к стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, отметим, что данная стадия достаточно полно регламентирована в КРК об АП.
Однако требуют разрешения следующие вопросы:
КРК об АП не раскрывает понятие «надлежащее извещение» и не предусматривает никаких требований к форме, срокам и содержанию документа о рассмотрении дела, направляемого лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Установлен четкий порядок законодательного регулирования исполнения постановлений о наложении административных наказаний.
В КРК об АП предусмотрена возможность отсрочки и рассрочки, приостановления и прекращения исполнения постановления.
Однако, по-прежнему, имеют место несоответствие положений некоторых законов Кодексу РК об административных правонарушениях. А также, серьезно затрудняют работу практических органов существующие в административном законодательстве пробелы.
Представленные теоретические и практические проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях могут быть разрешены в процессе дальнейшего совершенствования положений Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях Алматы 2011 год.
2. Алтухов С.А., Корецкий Д.А., Перекрестов В.Н. Социально-негативное поведение и меры борьбы с ним: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999. С. 107.
3. Подщеколдина М. Штрафы - только в бюджет // Российская юстиция. 2003. N 7. С. 37.
4.Салищева Н.Г. Некоторые вопросы совершенствования советских административно-процессуальных норм // Ученые записки ВНИИСЗ: Вып. 5. М., 1965. С. 44.
5.Зубов И.Н. О совершенствовании административного процессуального производства в органах внутренних дел // Проблемы административной ответственности на современном этапе: Материалы теоретического семинара. М., 1989. С. 68.
6. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М., 1990. С. 94.
7.Масленников М.Я. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие. Калинин, 1989. С. 25.
Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД