Анализ становления
отдельных полномочий участковых уполномоченных
полиции.
Служба участковых уполномоченных
милиции (полиции) относится к числу старейших
в системе органов внутренних дел. Ее формирование
началось в 20-х годах XX века.
В становлении службы участковых
инспекторов милиции за последние время
произошли серьезные изменения. До 1974
года участковая служба входила в состав
службы охраны общественного порядка
(«наружная» служба милиции). В 1974 году
она была введена во вновь созданную службу
профилактики, являющуюся в свою очередь
составной частью подразделений уголовного
розыска. В 1983 году служба профилактики
была упразднена, а участковые инспектора
выведены из подчиненности уголовного
розыска. В 1983 году участковые инспектора
были вновь введены в состав службы охраны
общественного порядка, что объективно
обосновано, тем более это подтверждается
самим характером возложенных на участковых
инспекторов обязанностей.
С принятием Указа Президента
Российской Федерации от 12 февраля 1993
года «О милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации»
участковые инспектора милиции, как служба,
находятся в ее системе.
Особенностью правового
положения участковых уполномоченных
милиции (полиции) является то, что им для
решения поставленных задач поручено
заниматься практически всеми видами
деятельности, выполняемыми органами
внутренних дел: организационной, профилактической,
административно-надзорной, административно-процессуальной,
оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной
и др.
В настоящее время, из всех
функций, возложенных на службу, профилактическая
является ее основополагающей функцией.
Правовое положение участкового уполномоченного
милиции (полиции) определяет в первую
очередь действующее законодательство,
а именно Конституция Российской Федерации,
Закон РФ «О милиции(полиции)», другие законы,
Указ Президента Российской Федерации
от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной
безопасности (местной милиции) Российской
Федерации», иные правовые акты Российской
Федерации, конституции, законы, уставы
субъектов Российской Федерации, Инструкция
по организации деятельности участкового
уполномоченного милиции, нормативные
акты Министерства внутренних дел Российской
Федерации, акты местных органов государственной
власти и самоуправления, принятые в пределах
их полномочий.
Приказом МВД России от
14 июля 1992 года № 231 вводится в действие
новая Инструкция по организации работы
участковых инспекторов милиции, в которой
с учетом проводимых в стране демократических
преобразований повышены роль и значение
участковой службы, требовательность
к ее сотрудникам.
Участковые инспекторы
обладали также множествами полномочиями
и в то время. В основу их службы входила
охрана общественного порядка. Как и в
настоящее время, участковые инспекторы
должны были выезжать на место преступления
своего участка.
С 1 января 2001 года Федеральным
законом участковые инспектора переименованы
в участковых уполномоченных милиции.
Приказом МВД России от 16 сентября
2002 года № 900 утверждена новая Инструкция
по организации деятельности Участкового
уполномоченного милиции (полиции).
Данный приказ направлен
на коренное улучшение деятельности участковых
уполномоченных милиции, способствует
определенному повышению их роли в предупреждении
правонарушений и борьбе с преступностью.
В последние годы роль и значение
участкового уполномоченного милиции
в охране правопорядка по месту жительства
населения неизмеримо стали возрастать.
Участковый уполномоченный - представитель
власти на местах, главное связующее звено
с населением.
Он является гарантом
защиты прав и свобод граждан от преступных
и иных посягательств непосредственно
по месту их жительства. И именно к нему
в первую очередь люди обращаются за помощью.
В наставление по организации
деятельности участковых уполномоченных полиции прописана деятельность
участковых уполномоченных полиции на
данный момент становления.
В настоящее время полномочия
участкового уполномоченного полиции
очень обширны. В их круг деятельности
входит множество задач, например, таких
как предупреждения и пресечение преступлений
и административных правонарушений, обеспечение
правопорядка в общественных местах, контроль
за соблюдением законодательства российской
федерации в области оборота оружия и
т.д.
Также одной из задач
участкового уполномоченного полиции
является
выявление и раскрытие преступлений,
установлению местонахождения лиц, находящихся
в розыске.
Ранее данные полномочия
не входили в обязанность участкового
уполномоченного. В настоящее время данная
задача является также одной из приоритетных.
Участковый уполномоченный полиции на
территории обслуживаемого им административного
участка при выявлении и раскрытии преступления,
установлении местонахождения лиц, объявленных
в розыск, обязан при получении сообщения
о преступлении выяснить обстоятельства
его совершения выяснить состояние пострадавшего,
установить данные заявителя, возможных
очевидцев. О происшествии немедленно
сообщить оперативному дежурному.
При непосредственном обнаружении преступления
принять меры к пресечению преступления
и задержанию (преследованию) подозреваемых,
незамедлительно информировать оперативного
дежурного, оказать помощь пострадавшим,
установить очевидцев и в дальнейшем принимать
меры по охране места происшествия, сохранению
следов преступления и иных предметов,
имеющих значение для дела, которые могут
стать вещественными доказательствами.
Участковые уполномоченные
полиции, являлись и являются полномочными
представителями органов внутренних дел
на закрепленной за ними территории, обеспечивающие
решение практически всего комплекса
правоохранительных задач, стоящих перед
полицией.
В отличие от любого другого
сотрудника полиции, решающего, как правило,
одну из задач ОВД, участковые уполномоченные
работают по всем направлениям их деятельности.
Главными задачами участкового уполномоченного полиции как
раньше, так и сейчас являются обеспечение
личной безопасности граждан, охрана общественного
порядка, предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений,
оказание содействия сотрудникам других
служб, защита частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности.
При правильной организации
работы всех подразделений в лице участковых
уполномоченных органы внутренних дел
имеют источник разнообразной и концентрированной
информации о различных сторонах оперативной
обстановки и жизни населения на той или
иной территории, что также позволяет
другим службам пользоваться информацией
для решения своих специфических задач.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации
- Кодекс РФ об Административных
правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 20.12.2001) (действующая редакция
от 22.10.2013)
Приказ Министерства
внутренних дел Российской Федерации
от 31 декабря 2012 г. N 1166 г. Москва «Вопросы
организации деятельности участковых
уполномоченных полиции»
- Указ Президента РФ от 12 февраля
1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации"
(с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г.) // Собрание
актов Президента и Правительства Российской
Федерации, 15 февраля 1993 г., N 7,.
- ФЗ «о полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.01.2011) (действующая редакция
от 01.09.2013)