Антиинфляционная политика в России. Кризис 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является следствием глубинных макроуровневых процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре ВВП и национального дохода, вызывающих расстройство денежного обращения, появление в обращении избыточных средств в наличной и безналичной формах. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др.
Инфляция – явление не новое, она имела место в экономике многих стран (США, Англия, Германия, Франция и др.), в том числе и в России. Инфляционные процессы происходят и сейчас в большинстве стран, особенно в странах Латинской Америки, Африки и Азии, а также в Российской Федерации.

Содержание

Введение. ………………………….......................................... 2
Понятие инфляции. Теории инфляции………..……………..... 2-9
Причины возникновения инфляции.......................................... 9-11
Виды инфляции.......................................................................... 11-17
Последствия инфляции. Кривая Филлипса............................... 17-22
Особенности инфляционных процессов проявления в России. 22-26
Антиинфляционная политика в России. Кризис 1998 года 26-29
Заключение……………………………………………………….. 29-32
Список литературы..................................................................... 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. - Инфляция ее особенности и проявления в России.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП. Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились.

 

    

Антиинфляционная  политика в России. Кризис 1998 года.

 

Рассмотрим  антиинфляционную  политику в России в 1992-1997 годах. Она

проходила в следующих направлениях:

     Для сокращения  инфляции спроса:

1. Погашение инфляционных  ожиданий населения, повышение доверия  к рублю. Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась  45% - инфляционными ожиданиями; 25% - повышением цен на топливо; 20% - увеличением совокупной денежной массы;7% - удорожанием с/х продукции; 3%  - прочие факторы.

2. Меры по стабилизации  валютного курса (т.н. “валютный    коридор”). При

этом под “Валютным коридором” понимается   способ принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции.

Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте.

Номинальный курс рубля отставал в своем падении от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз.

3. Отказ от покрытия  дефицита бюджета кредитными  ресурсами ЦБ РФ (переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг).

4. Компенсация расширения  денежной массы в обращении  за счет притока валюты экономических агентов в резервы Банка России.

5. Введение правительством  прямых ограничений на удорожание  продукции.

6. Сдерживание роста зарплаты.

Все эти меры были направлены на сжатие совокупного спроса.

     Для снижения  инфляции издержек:

1. Повышение производительности труда.

2. В первом полугодии 1996 года темпы роста цен на  сырье были ниже темпов роста цен на готовую продукцию. Это обусловило снижение темпов роста себестоимости промышленной продукции, а значит инфляции издержек.

Несмотря на неудачу стабилизационных попыток, общий уровень инфляции

существенно снизился - с январского (1992 г.) пика в 245 % до 8% в мае 1995г.

В основе этого успеха лежали действия российских реформаторов по последовательному уменьшению темпов прироста денежной массы, создаваемой кредитной эмиссией ЦБ. Были сокращены кредиты правительству и коммерческим банкам.

Самым крупным источником инфляции в настоящее время является дефицит

федерального бюджета. Решающим фактором провала всех попыток финансовой стабилизации 1992-95 гг. явились политические причины: отсутствие среди руководителей высших органов государственной власти понимание необходимости, а также желания и готовности проводить жесткую антиинфляционную политику.

Попытки финансовой стабилизации отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью, не предусматривали

полного сбалансирования бюджета.

Первая крупная попытка проведения макроэкономической стабилизации в начале 1992 г. дала сильный толчок росту безработицы. В начале 1995 г. произошло резкое падение реальных доходов. Продолжала усиливаться дифференциация доходов населения: богатые богатели, а бедные слои общества все сильнее нищали.

С начала 1998 года начало углубляться кризисное состояние российской экономики. В первом полугодии 1998 года объем валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился почти на 2%, объем промышленной продукции – на 2,5%, продукции сельского хозяйства – на 3%. Инвестиции в основной капитал уменьшились на 6%, а число убыточных предприятий составило 50%.  Следствием ограниченного притока средств в реальный сектор экономики явился кризис платежных отношений, нарастание просроченной задолженности организаций. На 1 июля 1998 года просроченная кредиторская задолженность организаций достигла 1082 млрд. рублей.

Напряженная ситуация сложилась с поступлением доходов в федеральный бюджет. В 1 полугодии 1998 года исполнение федерального бюджета по доходам составило 34,8% от установленного Федеральным законом годового объема. Сократились налоговые поступления от прибыли организаций, уменьшились поступления от внешней торговли в связи с падением мировых цен на энергетические ресурсы.

Ухудшилась собираемость налогов. Проводимая Правительством Российской

Федерации социально-экономическая и финансовая политика оказалась неспособной обеспечить гражданам основные государственные социальные гарантии.

Результатом этой политики, стало резкое снижение уровня жизни населения,

реальные денежные доходы, в текущем периоде, уменьшились на 9%. Разразившийся в стране банковско-финансовый кризис еще более ухудшил

социально-экономическую ситуацию в стране, вызвал резкий рост инфляции,

уменьшение покупательной способности населения, обесценение доходов, падение уровня жизни основной части населения, и, прежде всего малоимущих семей, усугубил положение на рынке труда. Девальвация рубля привела к обесценению вкладов граждан в банках Российской Федерации (по состоянию на 1 августа 1998 года вклады населения в банках составили 162,3 млрд. рублей, в том числе в Сбербанке России – 123,4 млрд. рублей), а также жилищных сертификатов.

Увеличение Сбербанком России с 1 сентября размера процентной ставки по

вкладам пенсионеров (по пенсионному вкладу до 25%, срочному – до 33%) не компенсирует реальные потери от инфляции.

По данным Госкомстата России, на 14 сентября 1998 года потребительские цены по сравнению с 1 августа выросли на 56%. При этом цены на отдельные продукты питания и предметы первой необходимости увеличились в несколько раз. В этой связи в особо тяжелом положении оказались малоимущие граждане, пенсионеры, в структуре потребительских расходов которых расходы на питание составляют 50-70%, работники бюджетной сферы. Уровень безработицы среди представителей среднего класса России поднимется с 5-6 процентов в 1997 году, до 15-21 процента в 2000  году. Об этом заявил на международной конференции «Управление человеческими ресурсами в условиях кризиса» заместитель министра экономики РФ Андрей Шаронов.

Поддержка курса рубля дорого обошлась Центробанку. Его золотовалютные резервы с начала текущего года сократились с 72% до 66. Доля золота за это время возросла с 27,5% до 34,2. В целом золотовалютные резервы России за период с 1января до 1 сентября, сократились с 17,784 млрд. долл. до 12,459 млрд. долл., сумма иностранной валюты снизилась с 12,895 млрд. долл. До 8,198 млрд. долл., то есть на 4,697 млрд. долл. К 18 сентября золотовалютные резервы России сократились до 12 млрд. долл., на 30%. Правительство и Банк России совместно с Ассоциацией российских банков должны предпринять решительные действия по использованию золота как стабилизирующего инструмента на финансовом рынке. Необходимо заложить основу саморегулирующейся системы развития рынка золота.

Миссия МФВ в России подвергла критике антикризисную программу правительства России. Приведу отдельные фрагменты их выводов:  "Целевые показатели инфляции в программе правительства являются адекватными, однако, в плане не содержится четкого разъяснения мер, экономической политики, которые требуются для достижения этих целевых показателей". "Что касается четвертого квартала 1998 года, то для предотвращения инфляционного финансирования дефицит федерального бюджета не должен превышать 50 млрд. рублей". "В плане чрезвычайных мер почти полностью отсутствуют меры по сокращению расходов федерального бюджета, – такие как уменьшение числа занятых в государственном секторе, реформирование

силовых министерств и сокращение их штатов, ликвидация программ, не являющихся первоочередными".

Будущее погашение долгов, внутренних и внешних, невозможно без неизбежных потерь в уровне жизни. Ликвидация государственного регулирования, дальнейшая либерализация российской экономики не могут не привести к новой, хотя, хочется надеяться, не столь высокой, как сейчас, инфляционной волне. Однако, несмотря на всю сложность нынешней ситуации, хочется надеяться, что Россия  сможет выйти из кризиса, преодолеть инфляцию и повысить уровень жизни своих граждан. На это должна быть направлена стабилизационная политика правительства Российской Федерации.    

 

 

Заключение

 

 Инфляция – один  из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих  на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает  не только снижение покупательной  способности денег, она подрывает  возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях повышения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий.

Инфляция ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов.

Инфляция ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений.

Инфляция приводит к потере у производителя заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.

Инфляция ограничивает размеры продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы – преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.

Как свидетельствует мировой опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции – преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежных факторов инфляции – эмиссии денег и скорости их обращения – непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

В целом, инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Существует необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7-10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

Информация о работе Антиинфляционная политика в России. Кризис 1998 года