Аттестация государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы служит анализ законодательства, регламентирующего аттестацию госслужащих.
Для достижения цели поставлены и решены задачи:
1) Дать понятие, рассмотреть задачи и сроки проведения аттестации;
2) Изучить этапы проведения аттестации;
3) Проанализировать отличия аттестации и квалификационного экзамена.

Содержание

Введение 3
1.Правовые основы аттестации государственных служащих 5
1.1.Понятие, задачи и сроки проведения аттестации 5
1.2.Этапы проведения аттестации 7
2.Отличие аттестации и квалификационного экзамена 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Админ_правовое регулирование_Аттестация государственных служащих.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)


План

 

 

Введение

 

Для работников отдела кадров государственных (муниципальных) учреждений процедура проведения аттестации государственных гражданских служащих - одна из самых неприятных, так как она требует соблюдения многих нюансов. Несоблюдение их может в итоге привести к негативным последствиям как для работодателя, так и для государственных гражданских служащих, участвующих в аттестации.

Одним из оснований расторжения  трудового договора с работником (служебного контракта с гражданским  служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником.

Актуальной тему представленной работы можно считать ввиду того, что  реформа государственной  службы является одной из составляющих частей проводимой административной реформы. Целесообразно особо отметить, что реформирование государственной службы - процесс, требующий постоянного совершенствования. Так, непрерывного развития требуют такие положения, как, например, квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим, конкурсное замещение должностей и многие другие.

Объект исследования - правоотношения, возникающие в ходе проведения аттестации государственных служащих. Предмет исследования –нормативно-правовые акты, регулирующие указанные правоотношения.

Целью курсовой работы служит анализ законодательства, регламентирующего аттестацию госслужащих.

Для достижения цели поставлены и решены задачи:

    1. Дать понятие,  рассмотреть задачи и сроки проведения аттестации;
    2. Изучить этапы проведения аттестации;
    3. Проанализировать отличия аттестации и квалификационного экзамена.

Методологическая база исследования достаточно многообразна. В основу методологии настоящего исследования положены методы и принципы диалектической и формальной логики1. В частности, применяются исторический, сравнительно-правовой методы и метод анализа, принципы объективности рассмотрения, конкретности, историзма, достаточного основания и другие.

Структурно работа представляет собой введение, заключение, две главы, список литературы, использованной в качестве источников для написания данной работы.

 

 

 

1.Правовые основы аттестации  государственных служащих

1.1.Понятие,  задачи и сроки проведения аттестации

 

Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий определенные обязанности по государственной должности, который несет ответственность за исполнение этих обязанностей.

Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям2.

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

- выявление перспективы  использования потенциальных способностей  работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

- определение степени  необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или  переподготовки служащего;

- обеспечение возможности  долгосрочного планирования передвижения  кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в  три года. Ранее этого срока  внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей  гражданской службы в государственном  органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности  гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", если с ними заключен срочный служебный контракт.

Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся  в отпуске по беременности и родам  или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских  служащих3 (далее - Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

- проработавшие в занимаемой  должности гражданской службы  менее одного года;

- достигшие возраста 60 лет;

- беременные женщины;

- в течение года  со дня сдачи квалификационного  экзамена.

При сокращении должностей гражданской службы в государственном  органе аттестация проводится с целью  определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.

1.2.Этапы проведения аттестации

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно  аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается  на подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько  своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и  включать в себя следующие подготовительные процедуры:

1) организация разъяснительной  работы в коллективе о целях,  задачах и порядке проведения аттестации;

2) мониторинг круга,  составление списка гражданских  служащих государственного органа, подлежащих аттестации;

3) утверждение графика  и сроков проведения аттестации;

4) создание аттестационной  комиссии;

5) подготовка необходимых  документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;

6) проверка наличия  и ознакомление членов аттестационной  комиссии с отчетами и отзывами  на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка  цели про ведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые4.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке, для того чтобы  своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских  служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых  для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих  структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого  аттестуемого гражданского служащего  не менее чем за месяц до начала аттестации.

Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в  отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом5 и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

В графиках необходимо предусмотреть  резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в  установленное время не были аттестованы  по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. 8 - 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

К документам, которые  должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

- мотивированный отзыв  об исполнении проходящим аттестацию  гражданским служащим должностных  обязанностей, подготовленный непосредственным  руководителем проходящего аттестацию;

- сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

- пояснительная записка  гражданского служащего на отзыв  непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);

- аттестационный лист  с данными предыдущей аттестации.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать  объективные сведения о его гражданской  службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно  отразить также своевременность  выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность  работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Информация о работе Аттестация государственных служащих