Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 16:23, курсовая работа
Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус служащих государственных и негосударственных объединений.
Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений.
Введение 3
1. Понятие и система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 9
3. Общие правила наложения административных взысканий 13
4. Сроки давности наложения административных взысканий 18
5. Наложение взысканий за множественность административных проступков
Заключение 24
Используемая литература 27
Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 37 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные отношения, в которых одна сторона обязана претерпеть меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития - этап ответственности. Однако если в течение давности срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности.
Для того чтобы юридически грамотно решать вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.
Статья 3 7 КоАП устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.
Из этого общего правила ст. 37 КоАП предусматривает два исключения: во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения; во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.
Таким образом, в ст. 37 КоАП названы три варианта определения начала течения срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями и месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.
В законодательстве определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершено нового административного правонарушения.
Законодательством предусмотрена также обязанность возместить причиненный ущерб.
В ст. 39 КоАП закреплено, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.
5. Наложение взысканий
за множественность
В настоящее время проблема множественности правонарушений стала весьма актуальной. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушений причиняет обществу, как правило, больше вреда, чем совершение единичных проступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют об антиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальной направленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках. В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений - явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушения одного и того же лица отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральном отношении граждан.
Первым признаком является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Среди деяний, которые образуют множественность, могут быть составы и преступлении, и проступков, а также и те и другие одновременно. Но если несколько проступков, каждый из которых образует самостоятельный состав, вместе представляют собою качественно иное явление - единое преступление и ни за одно из них виновный еще не понес ответственности, то мы имеем дело с одним преступлением, одним составом, а не с суммой проступков. В качестве примера можно назвать систематическое спаивание несовершеннолетнего: несколько правонарушений образуют единое преступление.
Вторым признаком множественности правонарушений является единство их субъекта. Все противоправные деяния в этих случаях совершаются одним лицом, которое одновременно пли разновременно выполняет несколько самостоятельных составов правонарушений. Несколько самостоятельных составов только в том случае образуют множественность, если у них единый субъект.
Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких правонарушениях или о последнем правонарушении. Иными словами, отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению виновного к ответственности за несколько правонарушений сразу пли за рецидив. Такими обстоятельствами, например, являются:
1) истечение сроков давности;
2) акт амнистии, устраняющий применение наказания за совершение деяния или снимающий судимость;
3) помилование;
4) отсутствие жалобы
5) досрочное снятие
Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков - совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив. Под первой понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее.
Следующий критерий классификации - характер поведения субъекта. Здесь мы выделяем идеальную и реальную совокупность административных проступков.
Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений высвечивает еще одну характерную черту
данной системы - связь со сроками давности.
Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных однородных, тождественных антиобщественных действий Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. Вопрос же о выборе меры воздействия регулируется ст. 35 КоАП. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, чтоон уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия. [8, c. 118]
Заключение
Административные взыскания
являются мерой ответственности за совершенные
административные правонарушения. Они
отличаются от иных мер административного
принуждения - мер пресечения и административно-
Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.
В статье 23 КоАП РБ закреплены следующие административные взыскания:
1. Предупреждение.
2. Штраф.
3. Возмездное изъятие
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом
административного
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
5. Лишение специального
права, предоставленного данному
гражданину (права управления
5-1. Взыскание стоимости
товаров и транспортных
6. Исправительные работы.
7. Административный арест.
Законодательными актами Республики Беларусь может быть предусмотрено административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.
Данная система административных взысканий характеризуется рядом особенностей:
1. Эта система является
единственным законодательно
2. Иные виды административных взысканий, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РБ.
3. Административные взыскания
в рамках системы
4. В законе перечень
взысканий дан в строго
5. За одно административное
правонарушение может быть
Таким образом, в рамках системной общности административные взыскания не однородны, они отличаются друг от друга своими специфическими особенностями. Будучи примененными, они могут затрагивать различные сферы прав и интересов личности.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном (предупреждение), либо в материальном воздействии на правонарушителя (например, штраф).
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (предупреждение, штраф, конфискация) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, исправительные работы, лишение прав).
Используемая литература:
1. Конституция Республики Беларусь с изм. и доп. Мн., Амалфея, 1999.
2. Кодекс об административных правонарушениях. Мн., Амалфея, 2001.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1653 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 30.
4. Собрание постановлений
Правительства Республики
5. Национальный реестр
правовых актов Республики
6. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2002.
7. Сухаркова А.И., Постникова
А.А. Административное право
8. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб пособие. – Мн.: 1996.