Виды административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ понятия, сущности и видов административного принуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность административного принуждения;
рассмотреть классификации мер административного принуждения;
охарактеризовать меры административного принуждение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности административного принуждения.
Классификация мер административного принуждения 5
Глава 2. Виды административного принуждения
2.1 Административно-предупредительные меры 11
2.2 Меры административного пресечения 15
2.3 Меры административного взыскания (административная ответственность) 17
2.4 Административно-восстановительные меры 19
Заключение 21
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Административное принуждение.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее признанной сегодня является четырехзвенная классификация мер административного принуждения:

1) административно-предупредительные  меры;

2) меры административного  пресечения;

3) меры административного  взыскания (административная ответственность);

4) административно-восстановительные  меры.

Важно отметить, что меры каждой из этих групп закреплены законодательством Российской Федерации.

 

Глава 2. Виды административного принуждения

 

2.1 Административно-предупредительные меры

 

Административно-предупредительные  меры применяются в целях предупреждения правонарушений в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Эти меры носят профилактический характер и отличаются, как правило, следующими признаками:

а) они не связаны с  совершением административного  правонарушения, т. е. правонарушение еще не совершено, а принудительные механизмы в отношении физических и юридических лиц уже функционируют (применяются);

б) принудительный характер данных мер состоит в реализации властных и односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной.

Тем не менее, последняя  обязана исполнить предписанное им со стороны уполномоченных органов (должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации действия либо воздержаться от их совершения; в) административно-предупредительные меры закреплены в законодательных и иных нормативных актах, предусматривающих обязательные действия либо устанавливающие известные запреты и ограничения угрозой применения административных санкций за их неисполнение. Осуществляют такие действия и устанавливают запреты в рамках предоставленных им полномочий милиция, государственные инспекции, другие надзорные органы.

Ряд предупредительных  мер применяется лишь при чрезвычайных обстоятельствах и в особых условиях: объявление чрезвычайного положения либо введение карантина с сопутствующими ограничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой наложения административных взысканий за их нарушения.

Предупредительные меры применяются также к лицам, допускавшим  ранее антиобщественное поведение (постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, условно осужденных, систематически нарушавших общественный порядок; официальное предостережение, выносимое начальником РОВД либо участковым инспектором в адрес злостных "домашних дебоширов" и нарушителей общественного порядка; установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными ранее судом особо опасными рецидивистами; возмездное изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребляющих алкоголем либо признанных психически больными по постановлению административных комиссий).

Система административно-предупредительных  мер включает:

1) беспрепятственное  посещение (по предъявлении служебного  удостоверения) и проведение обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с целью проверки выполнения сани гарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил (п. 2 ст.38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"5). Эти действия уполномочены совершать главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главный санитарные врачи республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, районов. Аналогичными полномочиями обладают работники государственной противопожарной и налоговой служб, налоговой полиции и т. д. Налоговый инспектор имеет право при осуществлении своих полномочий обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения;

2) проверку документов (п. 2 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"  устанавливает, что сотрудники милиции могут проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административного правонарушения6);

3) досмотр вещей, багажа, личный  досмотр (таможенный досмотр,  а также пассажиров и багажа  в аэропортах, досмотр проносимых  предметов на предприятиях пищевой,  легкой, радиоэлектронной промышленности  и т. д.). Досмотр осуществляется органами военизированной, вневедомственной охраны, таможенными органами, органами милиции (ст. 341-342 Таможенного кодекса Российской Федерации; п. 21 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"). Работники милиции имеют право производить в соответствии с законодательством досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — и личный досмотр пассажиров; должностные лица налоговых органов производят осмотр документов и фиксируют их содержание (при изъятии у налогоплательщиков документов);

4) запрещение (ограничение) дорожного  движения как одно из средств  обеспечения общественной безопасности (п, 22 ст, 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что работники милиции, имеют право временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов; п. 20 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" — производить по решению начальника органа милиции или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотии;

5) временное отстранение от работы  граждан, являющихся носителями  возбудителей инфекционных болезней  и могущих быть источниками  их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения"). Осуществляются такие меры санитарными врачами;

6) остановку транспортных  средств работниками ГАИ и  проверку ими документов у  водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на перевозимые грузы; проверку знаний водителями правил дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"; п. 8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации);

7) госпитализацию инфекционных  больных (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР  "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения"). Уполномоченные должностные лица могут принимать решения об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

8) принятие решения  о проведении профилактических  прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, а также решения о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

9) проведение освидетельствования  управляющих транспортными средствами водителей (судоводителей) на состояние опьянения7;

10) выселение жильцов  по санкции прокурора из домов,  грозящих обвалом;

11) изъятие сотрудниками  милиции огнестрельного оружия  у лиц, злоупотребляющих спиртными налитками либо психически больных, с последующим вынесением постановления административной комиссией об их возмездном изъятии.

 

2.2 Меры административного  пресечения

 

В системе административного  принуждения пресечение представляет собой обособленную группу административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие при совершении административных проступков. Следует отметить, что иногда одна и та же мера относится к нескольким классификационным группам. Например, досмотр вещей и багажа гражданина, который проводится работниками милиции, подозревающими данного гражданина в совершении административного правонарушения, считается мерой пресечения; если же досмотр проводится с предупредительной целью, то эта мера – административно-предупредительная.

Относительная самостоятельность  мер административного пресечения характеризует их как правовой институт. По материальному признаку отношения пресечения имеют один объект — это противоправные действия, антиобщественный характер поведения, незаконная деятельность граждан и юридических лиц, т. е. без совершения определенных противоправных действий, без противодействия законным требованиям отношения пресечения не возникают. Определяющим признаком пресечения является прямое юридически властное воздействие одной стороны — государства (его представителей, должностных лиц) — на других. Меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вредные последствия.

Меры пресечения выполняют  также функцию процессуального  обеспечения, т. е. они обеспечивают привлечение в будущем виновных лиц, совершивших правонарушения, к административной ответственности.

Меры административного  пресечения применяются:

1) органами милиции;

2) государственными инспекциями; 

3) различными государственными  службами, контрольно-надзорными органами  и их должностными лицами.

Видами административно-пресекательных мер являются:

1) требование к нарушителю  прекратить противоправное поведение, соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя надзорного органа (работников милиции, народных дружинников);

2) предписание (осуществляется  различными государственными инспекциями, другими надзорными органами, различными должностными лицами);

3) привод лиц (например, хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц и уклоняющихся от обследования в наркологических учреждениях; лиц, уклоняющихся от обследования на предмет заболевания СПИД и т. д.);

4) запрещение эксплуатации  транспортных средств, техническое  состояние которых не отвечает установленным требованиям;

5) доставление нарушителя;

6) административное задержание— принудительное кратковременное ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего административный проступок; задержание транспортного средства.

Осуществлять административное задержание могут:

а) органы милиции;

б) пограничные войска;

в) таможенные органы;

г) органы рыбоохраны;

д) органы охраны водных ресурсов;

е) должностные лица военной автомобильной инспекции, военизированной и вневедомственной охраны.

Продолжительность административного  задержания не должна превышать 3 часов, за исключением других случаев, установленных законодательством. Административное задержание существенно отличается от личного задержания подозреваемого в совершении деяний, содержащих признаки преступления;

7) личный досмотр, досмотр  вещей, ручной клади, изъятие вещей и документов у лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения или производимых при задержании этих лиц в момент совершения правонарушения.

 

2.3 Меры административного  взыскания 

(административная  ответственность)

 

Административная ответственность  — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административной ответственности  присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности — ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки:

1) она урегулирована  нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

2)  основанием ее  применения является административное  правонарушение;

3)  она состоит в  применении к виновным административных  наказаний;

4)  к ней привлекаются  физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

5)  она применяется  должностными лицами исполнительных  органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

6)  порядок привлечения  к административной ответственности  урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая  ответственность имеет три основания: а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Информация о работе Виды административного принуждения