Виды административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:00, реферат

Краткое описание

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).
Все меры административного принуждения делятся обычно на три группы (вида): административно-предупредительные; административного пресечения; административные взыскания.

Содержание

Введение 3
1 Основное понятие административного принуждения 4
2 Виды административного принуждения 7
2.2 Меры административного пресечения 9
2.3 Меры взыскания 12
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

администр принуждение реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы; таможенный досмотр; спец контроль пассажиров и судов гражданской авиации; привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения; изъятие огнестрельного оружия у лиц страдающих психическими заболеваниями; проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.); предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта; закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией); прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей; ограничение движения транспорта при авариях, овалах, обрывах линий электропередач; убой животных в случаях заболевания их заразными болезнями; уничтожение недоброкачественных продуктов питания; ограничение права водопользования и т.п».

Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

Итак, меры административного  предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия». Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений».

2.2 Меры административного пресечения

 

Меры административного  пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. «По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития».

Меры административного  пресечения могут применяться как  самостоятельно (закрытие в связи  с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного  пресечения многообразны. Это. по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.)».

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит  к админитративно-пресекательным мерам  следующие:

«- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие  имущества применяются в отношении  предметов, находящихся в неправомерном  владении (например, незаконных средств  охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ  может быть применено в отношении  предприятий, допускающих такие  нарушения установленного порядка  деятельности, которые угрожают  здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных  и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение  от работы используется как  средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить  неправомерное поведение может  применяться управомоченными на  то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов  неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение  может применяться в отношении  лиц, больных венерическими болезнями,  СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния».

Ряд авторов (Еропкин  М.И.) «одной из мер административного пресечения считает применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «Огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности».

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных  уголовным законом: «Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо  застигнуто непосредственно после  его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом  или его одежде, при нем или  в его жилище будут обнаружены  явные следы преступления (ст. 122 УПК).

«Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного  и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения  постановления по делу об административном правонарушении».

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют  на две группы: задержание на общих  основаниях и специальные виды задержания.

«Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства».

К задержанию на общих  основаниях обычно относят такое  задержание, «которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении».

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного  задержания:

- задержание лиц, находящихся  в состоянии опьянения; 

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, занимающихся  бродяжничеством и попрошайничеством; 

- задержание лиц, уклоняющихся  от явки в суд, рассматривающий  дело о совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей  пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

2.3 Меры взыскания

 

Меры административного  взыскания представляют собой вид  юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. «Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

Административное взыскание  занимает особое место в системе  мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

- они носят ярко  выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие  от их применения наиболее  высоко, поскольку достигается простым,  быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять  не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

- все административные  взыскания налагаются на основе  специального индивидуального акта  управления - постановления или решения; 

- наложение административных  взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания».

«Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний».

В настоящее время  применяются следующие административно-наказательные  средства:

1. Меры морального  воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

2. Меры личностного  воздействия. Они состоят в  ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний».

В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:

предупреждение (ст. 26);  штраф (ст. 27); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28); конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29); лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30); исправительные работы (ст. 31); административный арест (ст. 32); выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений.

Итак, административное взыскание - это «мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка».

 

Заключение

 

Итак, правильное использование  метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Принуждение в сфере  управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения  участников управленческих отношений;

- функционирование и  защиту такого режима, при котором  бы неукоснительно выполнялись  правовые предписания;

- существования устойчивой  системы управленческих отношений,  базирующихся на основах законности.

Принуждение является в  полной мере правовым, подчиняется  общим принципам права, применяется  на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Информация о работе Виды административного принуждения