Виды административных взысканий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 19:58, реферат

Краткое описание

Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 24.26 Кб (Скачать файл)

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное право.

Виды административных взысканий.

 

 

 

 

 

Учащейся 13 х/м группы

Жуковской Татьяны

 

г. Гродно

2015г

Понятие административного права Республики Беларусь

Отрасль права — это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права. С этих общетеоретических позиций И; следует подходить к характеристике административного права.

Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.

В зависимости от .субъектов выделяются следующие виды управленческих отношений:

1) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. отношения, определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим.

2) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);

3) между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;

4) между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;

5) между органами государственного управления и гражданами.

В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений можно выделить следующие их виды:

1) связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений

2) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);

3) связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций

4) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

Применительно к направлениям административной {деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений:

1) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления

2) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т. е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;

3) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;

4) связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности,

По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения:

1) в области управления хозяйственным комплексом;

2) в области управления социально-культурным строительством;

3) в области управления административно-политическим строительством.

Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Их перечень свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных широких общественных связей.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т. е. составляющим предмет административного права, являются следующие:

1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя;

2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфер исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями властных управленческих функций.

1.2 Предмет и метод административного  права. Особенности административного  права как отрасли права

Предмет отрасли административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся и функционирующих в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право — это управленческое право, т. е. оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);

3) наличие двух элементов —  субъекта и объекта управления;

4) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным. В административном праве и соответственно в управлении (социальном управлении объект воздействия — поведение людей) различают внутри — и внешнеорганизационные отношения;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) наличие специального субъекта — органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек — существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода административного права:

1) юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть: а) линейным (начальник— подчиненный), б) функциональным (инспектор — контролируемый);

2) юридические факты: административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

3) права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон;

4) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются в административном (управляющим субъектом) или в судебном порядке.

Итак, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере, государственного управления, с целью их регуляции и охраны.

В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, :что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного (метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например, метода рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

1) определяют правовое положение граждан в сфере государственного управления;

2) регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, гражданами;

3) регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;

4) устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

5) определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

6) регулируют административно-юрисдикдионную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;

7) регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).

Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений.

Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Административно-правовому регулированию свойствен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон.

Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;

  • административный штраф;

  • возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;

  • лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

  • административный арест;

  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

  • дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

  • по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

  • в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

  • в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

  • по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Информация о работе Виды административных взысканий