Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 19:58, реферат
Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.
Понятие административного права Республики Беларусь
Отрасль права — это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права. С этих общетеоретических позиций И; следует подходить к характеристике административного права.
Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.
В зависимости от .субъектов выделяются следующие виды управленческих отношений:
1) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. отношения, определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим.
2) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);
3) между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;
4) между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;
5) между органами государственного управления и гражданами.
В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений можно выделить следующие их виды:
1) связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений
2) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);
3) связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций
4) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.
Применительно к направлениям административной {деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений:
1) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления
2) связанные с осуществлением
повседневной деятельности исполнительно-
3) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
4) связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности,
По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения:
1) в области управления хозяйственным комплексом;
2) в области управления социально-культурным строительством;
3) в области управления административно-политическим строительством.
Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Их перечень свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных широких общественных связей.
Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т. е. составляющим предмет административного права, являются следующие:
1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя;
2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.
Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфер исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями властных управленческих функций.
1.2 Предмет и метод
Предмет отрасли административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся и функционирующих в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право — это управленческое право, т. е. оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления.
Признаки управленческих отношений:
1) управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных;
2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);
3) наличие двух элементов — субъекта и объекта управления;
4) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным. В административном праве и соответственно в управлении (социальном управлении объект воздействия — поведение людей) различают внутри — и внешнеорганизационные отношения;
5) властные полномочия субъекта управления;
6) наличие специального субъекта — органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.
Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек — существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.
Главные признаки метода административного права:
1) юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть: а) линейным (начальник— подчиненный), б) функциональным (инспектор — контролируемый);
2) юридические факты: административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;
3) права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон;
4) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются в административном (управляющим субъектом) или в судебном порядке.
Итак, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере, государственного управления, с целью их регуляции и охраны.
В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, :что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного (метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например, метода рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.
Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:
1) определяют правовое положение граждан в сфере государственного управления;
2) регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, гражданами;
3) регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;
4) устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;
5) определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
6) регулируют административно-юрисдикдионную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;
7) регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).
Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений.
Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.
Административно-правовому регулированию свойствен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон.