Виды административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
1. выявление основных признаков административного правонарушения;
2. рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3. выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..…...3
1. Административное правонарушение…………………………………………...……..5
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………………………….…………....…..5
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения…………………...…...9
1.3 Юридический состав административного правонарушения……..…………….....13
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………14
2. Виды административных правонарушений…………………………………..……..18
2.1 Основные положения………………………………………….…………...………..18
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность……………………………………….……….21
2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………….21
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………….22
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………23
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………...……………..24
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольая - Административное правнарушение - понятие и виды.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

 

Институт исторического  и правового образования

Юриспруденция

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право  »

на тему

«Виды административных правонарушений»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения

группы ЮР

Гилязетдинова Р.Р.

 

Проверила:

 

                                                                          Рассолова Е.Ш.                  

 

 

 

 

 

 

Ноябрь Уфа 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…..…...3

1. Административное правонарушение…………………………………………...……..5

1.1 Административное правонарушение  как основание административной  ответственности. Законодательные  основы административной ответственности………………………………………………………….…………....…..5

1.2 Понятие и признаки административного правонарушения…………………...…...9

1.3 Юридический состав административного правонарушения……..…………….....13

1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………13

1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………14

2. Виды административных правонарушений…………………………………..……..18

2.1 Основные положения………………………………………….…………...………..18

2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность……………………………………….……….21

2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………….21

2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………….22

2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………23

2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………...……………..24

Заключение……………………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени вреда, наносимого личности, обществу и государству, и характера отношений, на которые они посягают, принято подразделять на преступления и проступки. К последним относят административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно наиболее общественно опасными из последних считаются административные правонарушения.

Наряду с этим следует  отметить и такую характеристику административных правонарушений, как  их множественность, порожденная обширностью среды правового регулирования административных правил и обусловливающая отвлечение значительных сил и средств правоохранительных органов на борьбу с ними.

Ведомственная статистика свидетельствует о значительном масштабе этих правонарушений (только органами внутренних дел ежегодно выявляется более 80 млн. административных правонарушений). В этой связи следует отметить, что административные правонарушения весьма разнообразны, совершаются в различных сферах (права человека, экономика, общественный порядок, информатизация и др.).

Роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями как реакции государства на них всегда имела тенденцию к возрастанию, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Данные статистики свидетельствуют о том, что сейчас к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, охраны природы, мелкое хулиганство и многие другие проступки привлекается больше граждан, чем в 70-х годах. Достаточно сказать, что в 1997 году всего выявлено лиц, совершивших административные правонарушения, 3385922. Из них привлечено к административной ответственности 3,2 млн. человек, в том числе за мелкие хищения - 46911, управление транспортом в состоянии опьянения - 75860, мелкое хулиганство - 258355, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде - 678429, помещалось в вытрезвитель 167798 человек. Увеличились санкции за многие проступки. Так, законом от 29 декабря 1997 года в статью 26 КоАП были внесены коррективы, и максимальный штраф, налагаемый на граждан за административное правонарушение, возрос с 10 до 300 - кратного, а на должностных лиц с 50 до 500 - кратного размера минимальной заработной платы .

Резко возросло число составов административных проступков, только за период с 1 июня 1985 года по декабрь 1992 года было установлено более 150 новых.

Многие ученые, юристы посвятили свои труды исследованию таких понятий как административная ответственность и административное правонарушение. Научную и правовую основу данной области составили работы Бахраха Д.Н., Четверикова В.С., Алехина А.П., Хапаева А.О., Акопова Л.В, Сатышева В.Е., Плетенева Д.А. и мн. др.

Цель данной работы –  рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:

  1. выявление основных признаков административного правонарушения;
  2. рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
  3. выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее  практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение, представляется весьма своевременным.

 

 

 

 

1. Административное правонарушение

1.1 Административное правонарушение как вид основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности

Административная  ответственность — одна из фундаментальных и системообразующих категорий административного права.

В административно-правовой литературе административная ответственность рассматривается как: мера административно-правового принуждения; реакция государства на правонарушение; оценка (осуждение); наказание; реализация санкции; административное правоотношение; обязанность претерпевать лишения личного, имущественного, морального и организационного характера . Каждое понятие, с одной стороны, раскрывает отдельную грань института административной ответственности и теоретически может быть отражено в его определении, а с другой — обладает своими особенностями. В связи с этим большинство ученых-административистов полагают, что сущностью административной ответственности является применение к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) предусмотренной санкцией административно-правовой нормы меры административного принуждения (административного наказания).

Административная  ответственность как институт административного  права – это совокупность материальных и процессуальных правовых норм, регулирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в связи с совершением административных правонарушений. В систему административной ответственности, с данной точки зрения, входят две группы норм: административно-материальные нормы и административно-процессуальные. Первые определяют и закрепляют задачи, цели, принципы административной ответственности Республики Беларусь, определяют систему и порядок наложения административных взысканий, систему государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять административную юрисдикцию, виды административных правонарушений. Вторые определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях, задачи, принципы, процедуры осуществления действий, стадии производства, порядок применения мер процессуального обеспечения и др.

Административная ответственность  – важный инструмент реагирования на административные правонарушения.

При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

Таким образом, основанием для привлечения к  административной ответственности  является административное правонарушение.

Административную ответственность  можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения, причем объектом посягательства являются прежде всего общественные, отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, а также государственная или Коллективная собственность (мелкие хищения государственного или общественного имущества); окружающая природная среда (уничтожение или повреждение зеленых насаждений); здоровье населения (употребление наркотических средств без назначения врача) и др. Нормы, устанавливающие составы проступков как оснований административной ответственности, относятся не только к названной, но и к другим отраслям права, в частности, земельного, финансового. Следовательно, административная ответственность служит эффективным средством борьбы с административными правонарушениями в различных областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности, предупреждения преступлений, а также деяний, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, но совершающихся гораздо чаще и являющихся более распространенными, в чем и заключается их основная опасность. Административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

 

Под законодательными основами понимается система нормативных актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Законодательство об административной ответственности по объему можно сравнить с уголовным и уголовно-процессуальным вместе взятыми. Ознакомление с ним долгое время было затруднено, так как оно представляло собой сумму разрозненных нормативных актов об ответственности за отдельные виды административных проступков.

Юридические основания административной ответственности  в упорядоченном, систематизированном виде были установлены только с принятием на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году (по Ведомостям Верховного Совета СССР 1980 года №44 ст.910), а затем кодексов об административных правонарушениях в республиках. В Беларуси КоАП был принят на одиннадцатой сессии Верховного Совета десятого созыва 6 декабря 1984 года и введен в действие с июня 1985 года (в соответствии с законом от 18 сентября 1991 года официально назывался «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»).

Аналогов таких нормативных  актов в истории административного  законодательства еще не было.

Кодекс об административных правонарушениях  урегулировал в одном нормативном акте весь комплекс вопросов, элементов, составляющих структуру административной ответственности, определил основания ответственности, круг субъектов, назвал органы и должностные лица, в чьи полномочия входит рассмотрение дел об административных проступках, закрепил меры административной ответственности, не подлежащие расширению без ведома высшего представительного органа, сформулировал составы правонарушений и разделил их по роду и видам (всего первоначально было сформулировано примерно 152 вида административных проступков).

Кодекс не только сконцентрировал законодательство об административной ответственности, но и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.), он содержал большое число административно-процессуальных норм, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, чего особенно недоставало прежнему законодательству.

Реализация административной ответственности всегда определённым образом ограничивает права физических и юридических лиц, в связи с чем важно обеспечить её установление и применение на основе соблюдения принципа верховенства Конституции и законов. Нынешний Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права, что закреплено в ч.3 ст.1.1 Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.1.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь.

А что касается норм других законодательных актов, предусматривающих  административную ответственность, то они подлежат включению в настоящий Кодекс. Таким образом, законодатель сделал попытку кодифицировать разные нормы, предусматривающие административную ответственность, в единый акт.

До принятия кодекса  об административных правонарушениях  ответственность, по всем признакам соответствующая административной, была предусмотрена в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, в законах, в указах, в декретах Президента Республики Беларусь.

Новый КоАП в действительности представляет собой не кодификацию, а инкорпорацию ранее действовавших нормативных актов в сферах административной и экономической ответственностей, объединённых после 01.03.2007 в 1 вид ответственности – административную. Однако, к сожалению, не все нормы декретов и указов Президента Республики Беларусь получили своё отражение в новом КоАП, в связи с чем часть норм декретов и указов Президента Республики Беларусь продолжает действовать в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 №116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» и Декретом Президента Республики Беларусь от 02.04.2007 №2 «Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности» до момента включения норм декретов и указов в КоАП.

Информация о работе Виды административных правонарушений