Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:49, реферат
Краткое описание
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Основные понятия…………………………………………………….….4 1.1 Понятие административного правоотношения…………………….4 1.2 Основные черты административного правоотношения…………..5 1.3 Структура административных правоотношений…………………6 1.4 Юридические факты в административном праве…………………10 2 Виды административных правоотношений……………………………12 2.1 Основные и не основные административные правоотношения……12 2.2 Вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве………………………………………………………13 2.3 Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения………….14 Заключение……………………………………………………………………..15 Список литературы………………………………………………………….…16
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГОУ ВПО «КГТУ»)
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНЫХ НАУК, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА
Реферат с оценкой ________
Доцент, к.п.н
Юрасюк Н.В
«___»____________2014 г .
ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Реферат по
дисциплине
«Административное
право»
Работу выполнила
Студентка Гр.
11- ВА
Иванов.И.И
Калининград
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные
понятия…………………………………………………….….4
1.1 Понятие административного правоотношения…………………….4
1.2 Основные черты административного правоотношения…………..5
1.3 Структура административных правоотношений…………………6
1.4 Юридические факты в административном праве…………………10
2 Виды
административных правоотношений……………………………12
2.1Основные и не основные административные
правоотношения……12
2.2 Вертикальные и горизонтальные
правоотношения в административном праве………………………………………………………13
2.3 Внутриаппаратные и
внеаппаратные правоотношения………….14
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………….…16
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является
одной из ведущих отраслей Российского
права. Оно сохраняет свою самостоятельность,
которая выражается в предмете, методе,
тесно взаимодействует с другими отраслями
права, но надо иметь ввиду, что административное
право охватывает своим воздействием
широкие области государственной и общественной
жизни. Это происходит, так как основную
функцию в государственном управлении
осуществляет исполнительная власть,
а ее механизм очень сложен и многообразен.
Административное право – это
самостоятельная отрасль права, которая
регулирует общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления исполнительной
власти. Предметом административного
права являются административные правоотношения.
Основная цель административного права
– это обеспечение порядка и законности
управленческих отношений и пресечение
административных правонарушений (проступков).
Таким образом, предметом административного
права являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе реализации
органами исполнительной власти своих
функций управления.
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
1.1 Понятие административного
правоотношения.
Административно-правовые отношения
- это урегулированные нормами административного
права общественные отношения, складывающиеся
в сфере деятельности исполнительной
власти.
Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность правовых
отношений, разнообразных по своему характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Им свойственны все основные признаки
любого правоотношения, как-то: первичность
правовых норм, вследствие чего правоотношение
есть результат регулирующего воздействия
на данное общественное отношение данной
правовой нормы, придающей ему юридическую
форму; регламентация правовой нормой
действий (поведения) сторон этого отношения;
корреспонденция взаимных обязанностей
и право сторон правоотношения, определяемая
нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые
особенности, дополняющие эту общую характеристику
и способные служить основой для отграничения
административно-правовых отношений от
других видов правоотношений. К таким
особенностям относятся:
- права и обязанности
сторон данных отношений связаны
с деятельностью исполнительных
органов государства и других
субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон
в таких отношениях выступает
субъект административной власти
(орган, должностное лицо, негосударственная
организация, наделенные государственно-властными
полномочиями);
- административные правоотношения
практически всегда возникают по инициативе
одной из сторон;
- если произошло нарушение
административно-правовой нормы, то
нарушитель несет ответственность
перед государством;
- разрешение споров между сторонами,
как правило, осуществляется в административном
порядке.
- административные правоотношения
являются властеотношениями, построенные
на началах “власть-подчинение”,
где отсутствует равенство сторон.
Признак подчинения является
в таких отношениях доминирующим,
поскольку он предопределен важнейшими
приоритетами государственно-управленческой
деятельности.
Подводя итог вышесказанному,
можно дать соответствующее понятие административного
правоотношения, как управленческое общественное
отношение, в котором стороны выступают
как носители взаимных прав и обязанностей,
установленных и гарантированных административно-правовой
нормой.
1.2 Основные черты
административного правоотношения.
Административно-правовые отношения
напрямую связаны с практической реализацией
задач, функций и полномочий исполнительной
власти в процессе государственно-управленческой
деятельности. Эта их особенность накладывает
определенный отпечаток на поведение
любых участников такого рода правовых
отношений; их обязанности и права непременно
связаны с практической реализацией исполнительной
власти в центре и на местах. Интересы
другого рода, небезразличные для государства
и общества, обеспечиваются, если у них
имеется четко выраженная специфика, в
рамках иных правоотношений. Поэтому,
определяющая черта административно-правовых
отношений состоит в том, что они складываются
преимущественно в особой сфере государственной
и общественной жизни - в сфере государственного
управления.
Стоит отметить также, что административные
правоотношения характеризуются определенным
субъектом. Всегда одной из сторон является
официальный или полномочный субъект
исполнительной власти.
Иначе говоря, несмотря на то,
что в административно-правовых отношениях
практически могут участвовать различные
стороны, в них всегда имеется обязательная
сторона, без которой такого рода отношения
не возникают. Такой признак наблюдается
в административных отношениях как прямое
действие властной природы государственно-управленческой
деятельности.
Административные правоотношения
возникают по инициативе любой из сторон.
Однако согласие или желание второй стороны
не является во всех случаях обязательным
условием их возникновения. Они могут
возникать и вопреки желанию второй стороны
или ее согласию. Этот признак в наибольшей
степени отличает их от гражданско-правовых
отношений.
1.3 Структура административных правоотношений.
Все правоотношения состоят
из определенных элементов: субъект, объект
и содержание правоотношения.
Непосредственным объектом
административных правоотношений является
волевое поведение человека, его деяния.
Субъектом административного
права считается физическое или юридическое
лицо, которые в соответствии с установленными
административным законодательством
нормами участвуют в осуществлении публичного
управления, реализации функций исполнительной
власти.
Субъект административного
права – это одна из сторон публичной
управленческой деятельности, конкретный
участник административно- правовых отношений,
в которые он вступает либо по своему желанию,
либо в силу обязанности, возложенной
на него специальной правовой нормой.
Субъекты административного
права, обладая административно-правовым
статусом, участвуют в организации публичного
управления (государственного и муниципального),
в самой управленческой деятельности,
а также в процессе управления (административных
процедурах). Административно – правовой
статус определяется правами, свободами,
их гарантиями, обязанностями, правоограничениями,
объемом ответственности.
Нормами административного
права точно определяется, между какими
субъектами должны возникать правоотношения,
каковы будут права и обязанности сторон.
Так, отношения граждан, связанные с призывом
на военную службу, получением прав на
управление транспортными средствами,
возникают при заранее определенных обстоятельствах,
с определенными органами исполнительной
власти, при этом права и обязанности сторон
четко закреплены юридическими нормами.
В определенные сроки, по определенной
форме, определенным адресатам организации,
к примеру, должны направлять статистические
данные, отчеты, справки.
Различают индивидуальные и
коллективные субъекты административных
правоотношений.
Индивидуальными субъектами
являются:
граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства.
Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных
организационных отношениях с органами
исполнительной власти или публичного
управления;
государственные служащие и
должностные лица, которые занимают государственные
должности в государственных органах
власти и находятся в устойчивых и непрерывных
организационных отношениях с ними. Их
статус регламентирован нормативно-правовыми
актами, они осуществляют компетенцию
государственных органов.
Коллективные
субъекты административных правоотношений
– это группы людей, являющиеся организациями,
которые выступают во внешних отношениях
как самостоятельный субъект права. Порядок
их создания и деятельность регламентированы
нормативно-правовыми актами. Коллективные
субъекты права действуют от своего имени;
законы и иные нормативно-правовые акты
предоставляют им права и возлагают на
них конкретные обязанности.
Существующие
в административно-правовых отношениях
права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не
являются доминирующими. В основном же
права участников таких отношений, споры
между ними решаются в административном
порядке: субъектом управления, который
был (является) стороной административного
правоотношения, вышестоящим или иным
органом исполнительной власти. Субъекты
исполнительной власти наделены правом
решать, а другие участники отношений
имеют право обжаловать такие решения.
Более того, субъекты исполнительной
власти во многих случаях наделены правом
применять самые разнообразные меры воздействия
к другим субъектам правоотношений. В
частности, они могут потребовать объяснений,
дать указания, отказать в просьбе, не
присвоить звание, использовать средства
административного, дисциплинарного принуждения.
Следует также подчеркнуть,
что для гражданско-правовых отношений
характерна ответственность одной стороны
перед другой. Административным правом
установлен иной порядок ответственности
сторон административно-правовых отношений
в случае нарушения ими требований административно-правовых
норм. В этом случае ответственность
одной стороны не перед другой стороной
правоотношения, а непосредственно перед
государством в лице его соответствующего
органа (должностного лица). Именно исполнительные
органы (должностные лица) наделяются
полномочиями по самостоятельному воздействию
на нарушителей требований административно-правовых
норм (дисциплинарная, административная
ответственность). Сами субъекты управления
также отвечают за нарушение аналогичных
требований (например, дисциплинарная
ответственность работника аппарата исполнительной
федеральной власти перед Президентом
или Правительством Российской Федерации).
Субъект административного
правоотношения можно рассмотреть на
основе квалификации административных
правоотношений на виды. В зависимости
от особенностей участников административных
отношений выделяются наиболее типичные
виды:
а) между несоподчиненными субъектами
исполнительной власти, находящимися
на различном организационно-правовом
уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие
органы);
б) между субъектами исполнительной
власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом
уровне (например: два министерства, администрация
двух областей);
в) между субъектами исполнительной
власти и находящимися в их организационном
подчинении (ведении) государственными
объединениями (корпорации, концерны и пр.),
предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной
власти и не находящимися в их организационном
подчинении государственными объединениями,
предприятиями и учреждениями (по вопросам
финансового контроля, административного
надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной
власти и исполнительными органами системы
местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной
власти и хозяйственными негосударственными
и социально-культурными объединениями
и предприятиями и учреждениями (коммерческие
структуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной
власти и гражданами.
В содержании административного
правоотношения различаются две стороны:
материальная (поведение субъектов) и
юридическая (субъективные юридические
права и обязанности)
1.4 Юридические факты в административном
праве.
Для любого правоотношения
характерно возникновение его вследствие
определенных юридических фактов. Под
юридическими фактами понимаются действия или события, вследствие
которых происходит возникновение, изменение
или прекращение правоотношений.
Административно-правовые отношения
возникают при наличии условий, предусмотренных
административно-правовыми нормами.
Действия являются результатом
активного волеизъявления субъекта. По
характеру различаются правомерные и
неправомерные действия.
Правомерные действия всегда
соответствуют требованиям административно-правовых
норм. В качестве юридических фактов выступают
правомерные действия граждан и других
субъектов административно-правовых отношений.
К примеру, подача гражданином жалобы
влечет за собой возникновение конкретного
административного правоотношения между
ним и исполнительным органом (должностным
лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов
по административному праву является
то, что основным видом правомерных действий
служат правовые акты субъектов исполнительной
власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся
к конкретному адресату и делу, характер.
Прямое их юридическое последствие - возникновение,
изменение или прекращение административно-правового
отношения.