Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:36, курсовая работа
В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию социальных дел. Без этого трудно поддержать их устойчивость и обеспечить развитие как целостных систем. Как и прежде, продолжаются поиски соотношения публичного и частного интересов и их выражения в правовых системах, в структуре и деятельности го¬сударства и институтов гражданского общества. Изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы. Все это выдвигает перед правом как своеобразным «нормативным зеркалом» очень серьезные требования. Пожалуй, их наибольший объем сосредоточивает в себе административное право как опорная отрасль в системе публичного права.
Введение…………………………………………………………………………с.2-3
Глава 1. Понятие и особенности административного принужденя…………с.4-9
Глава 2.Виды мер административно-правового принуждения……………..с.10
2.1. Административно-предупредительные меры……………………с.11-13
2.2. Меры административного пресечения……………………………с.14-18
2.3 Административно-восстановительные меры……………………...с.19-20
2.4 Административное правонарушение и наказание (взыскание)….с.21-39
Заключение………………………………………………………………………с.40
Список используемой литературы…………………………………………...с.41-42
Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.
Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания.
Глава 2. Виды мер административно-правового принуждения
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.
Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции.5
Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд.
Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.
В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.
Анализ правовых актов, устанавливающих
меры административного принуждения,
показывает, что по целевому назначению
их можно разделить на три группы: административно-
Большинство авторов придерживается именно такой классификации.
В последние годы многие специалисты в самостоятельную группу мер административного принуждения стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств1.
2.1. Административно-
Административно-
Несмотря на ярко выраженный
профилактический характер, подобные меры
осуществляются в принудительном порядке
в процессе односторонней реализации
юридически властных полномочий органов
исполнительной власти и их должностных
лиц. Выражаются административно-
Административно-
-осуществлением надзорных проверок;
-дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
-досмотром вещей и личным досмотром граждан;
-проверкой документов, удостоверяющих личность;
-введением карантина;
-прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
-освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.
Так, например, в соответствии
с Законом РФ «О милиции»6 ей предоставляется право
применять следующие административно-
-проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
-осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
-производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;
-при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
-в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
-осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к, нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;
-останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
-с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
-производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.
Применение субъектами системы
исполнительной власти административно-
Можно привести еще множество примеров применения
органами Министерства РФ по налогам и
сборам, Государственного таможенного
комитета РФ, Федеральной службы безопасности
РФ, различными надзорными органами, другими
органами исполнительной власти различных
административно-предупредитель
2.2. Меры административного пресечения
Меры
административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных
действий и предотвращения их вредных
последствий. Эти меры, так же как и административно-
-требованием прекратить противоправное деяние;
-административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;
-принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
-временным отстранением от работы инфекционных больных;
-запрещением эксплуатации транспортных средств, если техническое состояние не отвечает установленным требованиям их;
-запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;
-непосредственным физическим воздействием;
-применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;9
-применением и использованием оружия и др.
Рассмотрим виды административного пресечения.
- Административный
надзор за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы осуществляется органами
внутренних дел за отдельными категориями
граждан, прибывших из мест лишения свободы.
Правовым основанием применения этой
административно-
Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление административного надзора осуществляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют прокурора.
Надзор прекращается:
О прекращении административного надзора выносится специальное постановление. Надзор может быть отменен прокурором в случае признания его установления необоснованным.
Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса.
Работники милиции обязаны контролировать поведение поднадзорных и вправе вызывать их в милицию на беседы, требовать от них объяснений, связанных с исполнением правил надзора, посещать в любое время суток их жилища.
- Принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями — мера административного принуждения (пресечения). К нему прибегают потому, что гражданин не выполняет возложенных на него соответствующими правовыми актами обязанностей и законных требований компетентных органов. Эта мера пресечения применяется в интересах общества и самого больного, является средством защиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья нарушителя. Сейчас в России существует принудительное лечение некоторых заразных больных и принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями. Последнее рассмотрим подробнее.
Принудительное лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, учитывая состояние их сознания и воли, назвать принудительным можно лишь условно. В этой связи в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» оно называется «не добровольное лечение». Без согласия такого больного или его законного представителя лечение может производиться только по основаниям, предусмотренным УК РФ11, а также при недобровольной госпитализации в порядке, установленном названным Законом.
Основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке служит то обстоятельство, что обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство лица обусловливает:
Информация о работе Виды мер административно-правового принуждения