Виды специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, и порядок их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств в соответствии с Законом РФ «О полиции» от 07 февраля 2011 года, самыми жесткими являются полномочия сотрудников милиции на применение физической силы, специальных средств и особенно на применение огнестрельного оружия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1.Понятие и классификация специальных средств……………………………4
2. Правовые основы применения специальных средств ………….…………..8
Заключение ………………………………………………………………………20
Использованная литература…………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Административная деятельность.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

При применении данных специальных  средств запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника милиции по отражению посягательств. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников милиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник милиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Весьма широк спектр находящихся в распоряжении органов внутренних дел специальных газовых средств, содержащих слезоточивые вещества: ручные газовые гранаты "Черемуха-6", "Черемуха-12" и другие их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами "Черемуха-7", "Сирень-7", аэрозольная упаковка "Черемуха-10", ранцевый жидкостный аппарат, пистолет газовый с боеприпасами.

Слезоточивый газ может применяться  в следующих случаях: для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения преступления или административного правонарушения; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия7.

Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение слезоточивого газа в пределах зоны поражения в период его действия.

Некоторые виды специальных средств, содержащих слезоточивые вещества (например, "Черемуха-12", "Сирень-12"), разрешается  применять только на открытой местности.

Наиболее часто в деятельности сотрудников милиции используется слезоточивый газ хлорацетафенон "Черемуха-10" в аэрозольной упаковке массой 100 г, температурный диапазон хранения которого от -5 до +50 градусов C, дальность выброса активного состава от 30 до 90 см, фронт распыления 70 см, время воздействия на нарушителя - 2 - 3 секунды. В летнее время его действие эффективнее, чем зимой. При сильном ветре и осадках эффективность действия снижается. Применяется как на открытой местности, так и в помещениях с целью лишить нарушителя возможности совершения активных действий в течение короткого времени. 
В соответствии с тактико-техническими данными этого спецсредства эффективность его применения обусловлена направлением на конкретного человека при оптимальном расстоянии не более 0,9 метра. Соблюдение мер безопасности предполагает учет направления ветра, наличия открытого огня и т.п.8

 Указанное специальное средство может причинить серьезную травму глаз. Поэтому в случае, если через 10 - 15 минут после применения у правонарушителя не исчезла резкая боль в глазах, сотрудник милиции должен принять меры к оказанию доврачебной или медицинской помощи. 
Следует отметить, что в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" применению газового оружия в местах содержания под стражей посвящена самостоятельная ст. 46.9

Средства  ограничения подвижности (БР, БР-С, БКС-1, БОС) применяются: для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе. 
При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания.10 Цель применения наручников заключается в ограничении противоправных или опасных действий нарушителя. Ни закон, ни какой-либо иной нормативный акт не детализируют порядок их применения. Требуется лишь периодическая (не реже одного раза в два часа) проверка состояния фиксации замков. Такая проверка проводится с целью установить, не расстегнулись ли замки или, наоборот, не затянуты ли они чрезмерно, что может привести к травме рук. Само название "наручники" говорит о том, что их следует застегивать на руках. На практике иногда человека пристегивают к каким-либо предметам (батарее отопления, дереву), надевают их на ноги, пристегивают ногу к руке или даже разные руки и ноги за спиной. Такие формы использования наручников антигуманны и должны расцениваться по общему правилу как превышение должностных полномочий. Некоторые сотрудники милиции оправдывают такие формы фиксации необходимостью эффективного пресечения буйства и бесчинства задержанных. Однако и к таким гражданам надо применять обычные способы силового сдерживания. Представляется, что наручники различных модификаций должны служить лишь составной частью группы спецсредств, стесняющих свободу действий человека (средства связывания, смирительная рубашка, ловчая сеть и т.п.).

Срок применения наручников Законом не ограничен, хотя согласно некоторым ведомственным нормативным  актам он составляет два часа. 
Юридическая фиксация факта применения наручников предусмотрена установленными формами правоприменительных актов. Так, в протоколе об административном задержании указываются факт применения наручников, время их надевания и снятия. При этом следует непременно указывать основания, которые послужили причиной применения наручников. 
Документального отражения применения наручников путем составления рапорта требует п. 164 Устава патрульно-постовой службы. 
Следовательно, юридическое оформление необходимо, хотя на практике во многих случаях применения наручников при конвоировании, задержании и доставлении на автомобиле, пешим порядком такие документы не составляются. Аргументируется это обычно тем, что применение наручников не может повлечь опасных последствий.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т.п.) применяются для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. На объектах собственности специальные окрашивающие средства ("химические ловушки") устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

Электрошоковые  устройства – это вид специальных средств, принятый в 1999 г. на вооружение милиции. Согласно ст.21 Закона «О полиции» подобные устройства могут применяться: для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения преступления или административного правонарушения; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций,

Согласно Федеральному закону "Об оружии" электрошоковые устройства отечественного производства относятся к разряду гражданского оружия самообороны.

 

 

Светошоковые  устройства (светошумовые гранаты "Заря", "Факел", изделие "Гном", светошумовое устройство "Пламя" и др.), состоящие на вооружении органов внутренних дел, применяются в следующих случаях:

для отражения нападения  на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения преступления или  административного правонарушения; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций,11.

Такие средства применяются  на расстоянии не ближе двух метров от людей.

Служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171. К служебным собакам относятся сторожевые, караульные, розыскные и патрульные собаки разных пород.

Служебные собаки применяются  в следующих случаях: для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения преступления или административного правонарушения; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения; для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.

Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.

Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.

Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя  должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.12

Световые  и акустические специальные средства (сигнальные громкоговорящие установки, акустические громкоговорящие установки, звуковые сигналы, проблесковые маяки, системы громкой связи) могут применяться в следующих случаях: для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средства  принудительной остановки транспорта ("Еж", "Диана", "Гарпун" и др.) применяются для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться и для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. При этом следует учитывать, что требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства должно быть законным.

Для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящие установки, жесты рукой или жезлом. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий. Действия водителя, не выполнившего требование сотрудника полиции остановиться, квалифицируются по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ как невыполнение водителями законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства. Исходя из смысла Закона, средства принудительной остановки транспорта могут быть применены после невыполнения однократного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства. На практике средства принудительной остановки транспорта применяются, если водитель останавливаемого транспортного средства не выполнил требование сотрудника полиции остановиться при:

Информация о работе Виды специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, и порядок их применения