Виды субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 04:00, курсовая работа

Краткое описание

Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования.
Правовой статус - категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.2

Содержание

Теоретическая часть
1. Понятие субъектов административного права………………………………..3
2. Виды субъектов административного права…………………………………...6
2.1. Граждане как субъекты
административного права………………………………………………..6
2.2. Общественные организации как субъекты
административного права………………………………………………9
2.3. Органы исполнительной власти как субъекты
административного права………………………………………………11
2.4. Государственные служащие как субъекты
административного права………………………………………………13
Практическая часть
Задача №1……………………………………………………………………..15
Задача №2……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

административное право субъекты админист. права.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

       Теоретическая часть

1. Понятие субъектов административного  права………………………………..3

2. Виды субъектов административного  права…………………………………...6

       2.1. Граждане как субъекты

              административного права………………………………………………..6

       2.2. Общественные организации как субъекты

               административного  права………………………………………………9

       2.3. Органы исполнительной власти как субъекты

               административного права………………………………………………11

       2.4. Государственные служащие как субъекты

               административного права………………………………………………13

        Практическая часть

        Задача №1……………………………………………………………………..15

        Задача №2……………………………………………………………………..18

 

        Список использованной литературы………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1. Понятие субъекта административного  права

 

 Субъект  права  в  любой  отрасли  права -  это  обладатель, носитель определенных     прав    и   обязанностей,   которыми   он наделен   в   связи   с необходимостью    реализации      своих жизненных      потребностей, полномочий, возложенных   на   него правовым   актом,   участием   в   жизни   общества, коллектива, государства.1

В  административном    праве    нормы    реализуются    гражданами,  их объединениями, государственными  органами и т.д.,  которые и являются в   этом   случае   субъектами   административного  права, носителями конкретных  прав и обязанностей.

Полномочия,    которыми     наделены     субъекты административного права,  имеют определенные  особенности  по  своему характер,  объему,  формам выражения.

Полномочия    субъектов     административного    права     могут выражать  право    гражданина   на    получение     высшего    образования или  занятия  предпринимательской  деятельностью  или  только  обязанности, есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном  учреждении  и  обязанность  получить  там  определяемый государством  обязательный  минимум  образования.

Правовой статус - категория комплексная, отражающая  взаимоотношения личности и общества, гражданина  и  государства, индивида  и коллектива.2

Правовой статус субъекта административного права  образуют нормы общие для  всех  субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов  в государственные и иные  органы  с заявлениями, жалобами, предложениями.

Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет  значительное  число   норм,  которые реализуются  только  данным субъектом,  например, правила учреждения общественных   объединений, закрепленные   в   законодательстве, адресованы   только   этим   субъектам административного   права.

Субъекты административного права разделяются  на две группы: физические лица и организации, в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот.

Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). 3

За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ - третий.

Организации как субъекты административного права, так же должны быть разделены на виды и группы, в первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.

Государственные организации выполняют  задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства, государственные   предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).

Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.

Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций, но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды субъектов административного  права

 

2. 1.Граждане  как  субъекты административного   права.

 

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства

правовое регулирование положения  личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов.

Различают субъект административного  права и субъект административного правоотношения.

Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы, они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.

Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия: Административно-правовая норма, предусматривающая права, обязанности субъекта; Административная правоспособность и дееспособность субъекта; Основание возникновения изменения и прекращения правоотношения (юридический) факт.5

Главной особенностью граждан как  участников административных правоотношений является то, что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями, могут складываться в связи: С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти; С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти; С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности  граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей, закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах.

Например граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей.6

Граждане России имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.7

Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться.8

КоАП  установлен определённый  процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. 9

Административно- правовое положение граждан может быть различным, оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен располагать административной правоспособность, под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера, она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Уголовный кодекс предусматривает  в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью в течение соответствующего срока, а также лишения воинского или специального звания.

Административная  правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти, тем самым  административная дееспособность выступает, как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

 Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18 - летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности  с 16 лет.

Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью, однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть признаны частично или полностью не дееспособными и недиктоспособными.

Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.10

Принципиальные аспекты гражданства  регламентируются Положением о

порядке рассмотрения вопросов гражданства  РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 года в редакции Указ Президента РФ от 27.12.93 года. (Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994 год №4 ст.302).

 

 

2.2. Общественные объединения как субъекты административного

права.

 

          Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ, содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год «Об общественных объединениях», Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союзах, благотворительных и других.

Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Членами общественного  объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. 11

Общественные объединения могут создаваться как общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Запрещается  создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Правоспособность  общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции, из этого вытекает, что органы юстиции включают  их в единый государственный реестр юридических лиц.

Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным.

Во-первых, общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность   в полном объеме и самостоятельно.

Информация о работе Виды субъектов административного права