Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:11, реферат
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Состав административного правонарушения -совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Глава 1 Административное правонарушение
1.1Понятие и признаки административного правонарушения
1.2 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
Глава 2 Возбуждение дела об административном правонарушении
2.1 Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Глава 1 Административное правонарушение
1.1Понятие и признаки
административного
Административное
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.
Административным
Существуют следующие
признаки административного
-Общественная опасность.
В результате совершения
-Противоправность - указывает,
что в результате совершенного
деяния нарушаются правовые
-Виновность. Деяние признается
административным
-Наказуемость. За совершение
административного
1.2 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
Состав административного
правонарушения -совокупность объективных
и субъективных признаков, описанных
в правовой норме, необходимых и
достаточных для признания
Элементы состава
объект административного правонарушения;
объективная сторона административного правонарушения;
субъект административного правонарушения;
субъективная сторона
административного
Значение состава
По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
В зависимости от особенной
законодательной конституции, связанной
с определением момента окончания
правонарушения, состав делится на
материальный (считается оконченным
с момента наступления
Возбуждение дела об административном правонарушении в юридической литературе рассматривается как:
1) правовой (административно-
2) процессуальное решение;
3) правоприменительный акт и юридический факт;
4) стадия производства по делам об административных правонарушениях.
В теории права под правовым институтом понимают систему взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений5. Он представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны следующие признаки:
- однородность фактического
содержания (правовой институт
- юридическое единство
правовых норм (нормы, входящие
в правовой институт, образуют
единый комплекс, выражаются в
общих положениях, правовых принципах,
специфических правовых
- нормативная обособленность
(нормы, образующие правовой
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть процессуально оформлено. Вовне оно выступает в качестве правоприменительного акта.
В действующем законодательстве
РФ в настоящее время отсутствуют
как общее понятие правового
акта, так и понятие административно-
В юридической литературе под административным актом (правовым актом управления) понимают правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке согласно установленной процедуре для достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций9.
Процессуальный акт
Глава 2 Возбуждение дела об административном правонарушении
2.1 Поводы к возбуждению
дела об административном
Статья 28.1. Возбуждение
дела об административном
1. Поводами к возбуждению
дела об административном
1) непосредственное обнаружение
должностными лицами, уполномоченными
составлять протоколы об
2) поступившие из
3) сообщения и заявления
физических и юридических лиц,
а также сообщения в средствах
массовой информации, содержащие
данные, указывающие на наличие
события административного
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) фиксация административного
правонарушения в области
(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
(часть первая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Поводами к возбуждению
дел об административных
(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Поводом к возбуждению
дел об административных
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.3. Поводом к возбуждению
дел об административных
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
2. Указанные в частях 1
и 1.1 настоящей статьи материалы,
сообщения, заявления подлежат
рассмотрению должностными
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Дело об административном
правонарушении может быть
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Дело об административном
правонарушении считается
1) составления протокола
осмотра места совершения
2) составления первого
протокола о применении мер
обеспечения производства по
делу об административном
3) составления протокола
об административном
4) вынесения определения
о возбуждении дела об
5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 249-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае отказа в
возбуждении дела об
2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Стадия рассмотрения дела - главная
в производстве по делам об административных
правонарушениях. На ней принимается
акт, в котором признается виновность
или невиновность лица, определяется
мера воздействия.
Процессуальным основанием для рассмотрения
дела является надлежащим образом оформленный
протокол о нарушении, постановление прокурора
о возбуждении производства об административном
правонарушении, постановление компетентного
органа О прекращении уголовного дела.
До рассмотрения дела по существу производится
необходимая подготовка, включающая в
себя решение компетентным органом следующих
вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ): 1) относится ли
к его компетенции рассмотрение данного
дела; 2) правильно ли составлены протокол
и другие материалы дела; 3) извещены ли
лица, участвующие в рассмотрении дела,
о времени и месте его рассмотрения; 4)
истребованы ли необходимые дополнительные
материалы; 5) о ходатайствах лица, привлекаемого
к административной ответственности,
потерпевшего, законных представителей,
адвоката.
При подготовке материалов дела об административном
правонарушении соответствующий орган
или должностное лицо обязаны решить вопрос
- относится ли к его компетенции это дело.
Если дело не относится к компетенции
конкретного органа, то хотя и законодательство
не определяет ложны два пути: возвращение
тому органу, который представил рассмотрения;
направление дела тому органу, который
полномочен рассматривать.
При подготовке к рассмотрению дела необходимо
убедиться, что лица, в нем, извещены о
времени и месте его рассмотрения. Вызов
ГО к административной ответственности
решается особо. По общему правилу дело
разрешается в его присутствии. В отсутствие
нарушителя рассмотрение дела возможно
лишь в случаях, когда имеются сведения
о том, правонарушитель своевременно извещен
о времени и месте рассмотрения.
Дела об административных правонарушениях
рассматриваются уполномоченным на то
органом в 15-дневный срок ( ст. 29.6 КоАП РФ).
В то же время законодатель установил
4 вида сокращенных сроков для рассмотрения
дел об отдельных категориях административных
правонарушений: в течение суток (например,
мелкое хулиганство); в течение 3-х суток
(например, продажа товаров без документов);
в течение 5 суток (например, мелкое хищение
государственного или общественного имущества);
в течение 7 суток (например, нарушение
правил торговли).
Следует отметить, что указанные сроки
исчисляются со дня получения органом,
правомочным рассматривать дело, протокола
об административном правонарушении и
других материалов дела.
Порядок рассмотрения дела. Рассмотрение
дела начинается с объявления состава
коллегиального органа или представления
должностного лица, рассматривающего
данное дело.
Затем объявляется, какое дело подлежит
рассмотрению, кто привлекается к административной
ответственности, всем участникам производства
разъясняются их права и обязанности.
После этого оглашается протокол об административном
правонарушении. На заседании заслушиваются
лица, участвующие в рассмотрении дела,
исследуются доказательства и разрешаются
ходатайства. Их может заявлять лицо, привлекаемое
к административной ответственности,
потерпевший, законные представители,
адвокат, эксперт.
Законодательство не устанавливает последовательности
заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении
дела, однако, как правило, заслушивание
начинается с допроса лица, привлекаемого
к административной ответственности,
И только затем следует переходить к вопросам,
уточняющим сказанное, или к сведениям,
содержащимся в протоколе или других материалах
дела. После этого выслушиваются другие
участники дела.
В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ прокурор,
осуществляя надзор за исполнением законов
при производстве по делам об административных
правонарушениях, вправе участвовать
в производстве.
В таких случаях в процессе рассмотрения
дела заслушивается заключение прокурора
(по вопросам, возникающим во время рассмотрения
дела).
Рассмотрение дела – это оценка всех данных
о правонарушении и правонарушителе. На
основании совокупности доказательств
необходимо выяснить, был ли совершен
проступок. Виновно ли данное лицо, имеются
ли обстоятельства, влияющие на степень
и характер его ответственности.
В том случае, если рассмотрение дела осуществляется
коллегиальным органом, предусмотрено
обязательное ведение протокола. При рассмотрении
дела уполномоченным должностным лицом
протокол не ведется.
В протоколе заседания коллегиального
органа фиксируется весь ход рассмотрения
дела о правонарушении (дата и место заседания;
наименование и состав органа, рассматривающего
дело; содержание рассматриваемого дела;
объяснения лиц, участвующих в рассмотрении
дела, их ходатайства; документы и вещественные
доказательства, исследованные при рассмотрении
дела; сведения об оглашении принятого
постановления и разъяснение порядка
сроков его обжалования).
Рассмотрение дела завершается вынесением
одного из следующих постановлений (ст.
29.9 КоАП РФ): о наложении административного
взыскания; о прекращении дела производством.
Постановление должно содержать (ст. 29.10
КоАП РФ): наименование органа (должностного
лица), вынесшего постановление; сведения
о лице, в отношении которого рассматривается
дело; изложение обстоятельств, установленных
при рассмотрении дела; указание на нормативный
акт, предусматривающий ответственность
за данное административное правонарушение;
принятое по делу решение.
В постановлении наряду с наложением административного
взыскания может быть решен вопрос о возмещении
виновным имущественного ущерба. Законом
установлен 15-дневный срок возмещения
имущественного ущерба со дня вручения
виновному постановления по делу, а в случае
обжалования или опротестования постановления
– не позднее 15 дней со дня уведомления
об оставлении жалобы или протеста без
удовлетворения.
Наряду с этим в постановлении указывается
решение о судьбе изъятых вещей и документов
(передаются владельцу, конфискуются,
изымаются для последующей реализации
в установленном порядке и т.д.).
В ряде случаев компетентный орган (должностное
лицо) может вынести решение о прекращении
дела производством: при объявлении устного
замечания; при передаче материалов на
рассмотрение товарищеского суда, общественной
организации или трудового коллектива;
при передаче материалов прокурору, органу
предварительного следствия или дознания;
при наличии обстоятельств, исключающих
производство по делам об административных
правонарушениях.
При малозначительности проступка нарушителю
может; быть сделано устное замечание,
которое следует отличать от предупреждения,
являющегося мерой административного
взыскания.
Информация о работе Возбуждение дела об административном правонарушении