Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 14:27, контрольная работа
Высшие должностные лица местного самоуправления можно подразделить на два вида:
высшее должностное лицо местного самоуправления, избираемое в результате муниципальных выборов либо представительным органом муниципального образования из своего состава – глава муниципального образования;
высшее должностное лицо местного самоуправления, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, установленный уставом муниципального образования – глава муниципальной администрации.
Глава 1.Структура органов местного самоуправления-------------------------3стр
Глава2.Полномочия представительского органа муниципального образования------------------------------------------------------------------------------6стр
2.1 Основные полномочия Главы МО--------------------------------------------7стр
2.2 Порядок избрания Главы МО--------------------------------------------------7стр
2.3 Срок полномочий Главы МО-------------------------------------------------10стр
Глава 3. Полномочия Главы муниципального образования КГО-----------11стр
Глава 4. Статус Главы МО----------------------------------------------------------15стр
Глава 5. Ответственность Главы МО---------------------------------------------16стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------
Федеральный законодатель особо подчеркивает, что в муниципальном районе глава является председателем представительного органа, сформированного из депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципального района.
Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: наличие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года. Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в субъектах Федерации.
Наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не может быть менее двух и более пяти лет.
2.3 Срок полномочий глав, избираемых представительными органами из своего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.
Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное местожительство; прекращения российского гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.
В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.
На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие вопросы предполагается регламентировать отдельными законодательными актами Российской Федерации.
.
Глава 3. Рассмотрим полномочия главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, на примере Копейского Городского Округа Челябинской области.
Главой КГО избирается гражданин РФ, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городскому Совету депутатов. Полномочия главы города прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законом области.
Глава города: обеспечивает на территории города исполнение законодательства РФ и Челябинской области, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления; представляет город и органы местного самоуправления внутри Российской Федерации и в международных отношениях, подписывает соответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов; докладывает Совету депутатов о положении дел на территории муниципального образования, оказывает содействие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.
Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного самоуправления, разрабатывает и представляет на утверждение городского Совета схему управления муниципальным образованием. Глава обеспечивает общественный порядок; разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с постановлениями, принятыми городским Советом; осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы. Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города и поселковых администраций. Он утверждает положения об органах и структурных подразделениях администрации города; назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города, глав поселковых администраций и руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с городским Советом депутатов; организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок; применяет в соответствии с законодательством о труде меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий, организаций и учреждений; организует прием граждан; осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к устранению (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни людей.
Глава представляет населению муниципального образования и городскому Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации города; представляет и защищает интересы населения города, органов местного самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, уставом, а также делегированные ему городским Советом депутатов.
Думается, что при критическом отношении к приведенному примеру можно обнаружить недостатки со стороны нормотворческой техники. Однако приведенный перечень полномочий главы муниципального образования "город Копейск" можно использовать (с определенными уточнениями) при моделировании уставов муниципальных образований.
Подконтрольность главы муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Как известно, отчетность - один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
К сожалению, в уставах муниципальных образований больше внимания уделяется подотчетности главы представительному органу, а о том, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, говорится лишь в общем виде. Думается, что будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности иных органов местного самоуправления.
Срок полномочий. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.
В уставах муниципальных образований важно четко устанавливать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в должность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует считать день, в котором он был избран, несмотря на то что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает несколько позднее. Днем избрания главы, избираемого представительным органом из своего состава, является день вступления в силу решения представительного органа об избрании главы.
Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:
его смерти;
отставки по собственному желанию;
отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;
признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
его отзыва избирателями;
установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Глава 4. СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Законодателем фигура Главы МО выведена из категории муниципальных
служащих. Это может вызвать непонимание, однако, нужно учитывать, что
в Российском законодательстве традиционно под служащим понимается
лицо, имеющее следующий правовой статус:
1) оно должно быть принято на службу (государственную или
муниципальную) в результате назначения или путем заключения трудового
договора,
2)на него должен распространяться особый порядок продвижения по
службе, порядок наложения взысканий и поощрений,
3)оно должно иметь специфические права и обязанности,
4)на него должны распространяться специфические ограничения,
5)указанное лицо может быть лишено своей должности в результате
законодательно определенных причин, включая увольнение.
Проанализировав статус Главы МО с этих позиций, становится очевидно,
что Глава МО не может являться муниципальным служащим, так как:
1) он получает свою должность в результате выборов, являющихся формой
занятия должностей, принципиально отличной от формы назначения
служащих,
2)он имеет специфические права и обязанности,
3)наложение взысканий на Главу города также имеет свою специфику,
4)он не может быть уволен со своей должности, а имеет только ему
присущий порядок отстранения от должности.
Глава 5. Ответственность Главы муниципального образования
В настоящее время правовой статус Главы муниципального образования
представляет несомненный интерес в научном плане и является предметом
многочисленных споров, как среди практических работников, так и среди
ученых, специализирующихся в муниципальноправовой проблематике.
Рассматривая правовой статус Главы муниципального образования,
следует отметить, что, формируя правовые основы системы местного
самоуправления, законодатель определил Главу муниципального
образования как выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность
по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального
образования. При этом, очевидно, что Глава муниципального образования,
возглавляющий всего лишь деятельность на низовой территории в
Российской Федерации не может рассматриваться в качестве «удельного
князя», «сюзерена», выведенного за пределы классических рычагов
государственноправовой ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Время не стоит на месте, а вместе с ним
изменяются и нормы права, регулирующие данную отрасль. Статус Главы МО
меняется, совершенствуются многие аспекты, касающиеся полномочий,
занятия должности и т.п.
Проведенное исследование статуса высших должностных лиц местного самоуправления, позволяет сформулировать следующие выводы, рекомендации и предложения по совершенствованию ряда норм муниципального законодательства
Высшее должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, занимающее муниципальную должность, или должность или высшую должность муниципальной службы, устанавливаемую конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, наделенное исполнительно-
Высшие должностные лица местного самоуправления можно подразделить на два вида: высшее должностное лицо местного самоуправления, избираемое в результате муниципальных выборов либо представительным органом муниципального образования из своего состава – глава муниципального образования; высшее должностное лицо местного самоуправления, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, установленный уставом муниципального образования – глава муниципальной администрации.
В связи с принятием Федерального закона №131-ФЭ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с одной стороны, роль главы муниципального образования в системе местной власти уменьшилась, так как в ст. 36 запрещено совмещение в одном лице функций главы администрации и председателя представительного органа, что существует во многих муниципальных образованиях, а с другой стороны, повысилась его значимость в силу того, что Закон перевел главу муниципального образования из возможного в обязательное высшее должностное лицо местного самоуправления.
Список использованной литературы:
1) Конституция РФ
2)ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСНТОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ» от
06.10.2003
3)Соловьев С.Г. «Правовой статус Главы муниципального образования»
4)Соловьев С.Г. «Проблемные вопросы юридической ответственности Глав
муниципальных образований»
5) Гегедюш Н.С., Масленникова Е.В., Мокеев М.М. Государственное и муниципальное управление: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 211 с.
6) Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин СВ. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 548 с.
7) Зотов В.Б. Система муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006. – 555 с.
8) Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.
9) Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление. Реализация реформ: Учеб. пособие – М.: КноРус, 2007. – 216 с.
10) Муниципальный менеджмент. Учебное пособие для вузов. – М.: ББ, 1997. – 428 с.
11) Мысин Н.В. Теория социального управления. – СПб, 1998. – 413 с.