Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:34, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы подтверждается постоянно проводимым в РФ реформированием в структуре госслужбы.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, формируемые порядок прохождения госслужбы. Предметом исследования является правовое регулирование службы в таможне.
Введение 2
Глава 1 Понятие государственной службы 4
1.1. Сущность государственной службы 4
1.2. Принципы государственной службы 7
1.3. Виды государственной службы 10
Глава 2 Правовая основа государственной службы в таможенных органах РФ 12
2.1. Понятие и правовая характеристика государственной службы в таможенных органах 12
2.2. Правовой статус должностных лиц таможенных органов 15
2.3 Правовые основы регулирования порядка поступления на службу в таможенные органы РФ 18
2.4. Основания и порядок прекращения службы в таможенных органах РФ 21
Глава 3 Международный опыт правового регулирования таможенной службы 25
3.1. Правовые основы регулирования прохождения таможенной службы в зарубежных странах 25
3.2. Особенности регулирования прохождения таможенной службы в зарубежных странах 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Содержание
Вопросы совершенствования
правового механизма прохождени
Таможенная служба - особая разновидность госслужбы Федерации, сочетающая в себе правоохранительную и гражданскую составляющие.
В последние годы законодатель немало внимания уделяет прохождению службы, в том числе и в системе таможни. Однако некоторые вопросы в этой сфере, в том числе по дисциплинарному производству в отношении сотрудников таможни, пока не решены.
В настоящее время российская таможня переживает стадию активного институционального развития, находящуюся под влиянием двух важных факторов. Первым фактором следует считать процесс предстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамках которого российскому таможенному законодательству и таможенному администрированию предстоит быть гармонизироваными в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного права. Указанные обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ, который создал необходимые предпосылки для формирования практически новой, которая соответствует мировым стандартам правовой базы таможенного права и организационно-правовых основ деятельности таможни РФ.
Вторым важным фактором, который вызывал кардинальные изменения в деятельности таможни явилось реформирование системы госуправления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Одной из основных целей административной реформы являлось повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для реализации этой цели Российской Федерацией создана новая система и структура органов исполнительной власти, оптимизированы функции органов исполнительной власти, введена их типология, разрабатываются и внедряются в практику административные регламенты, стандарты гос. услуг, основные начала и процедуры управления по результатам.
На настоящий момент служба в таможне имеет под собой обширную законодательную основу. Указанный массив законодательных актов формировался постепенно, происходило совершенствование правовых. Примечательно и то, что опыт российского законотворчества в данной сфере во многом опирался на нормы зарубежного законодательстве, международно-правовых норм.
В настоящий момент представляет достаточный интерес рассмотрение особенностей правового регулирования службы в таможне как особого вида госслужбы. Специфика норм о госслужбе в таможне обусловлена особым правовым статусомтаможни, спецификой выполняемых ими деятельности, требованиями к кадровому составу.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается постоянно проводимым в РФ реформированием в структуре госслужбы.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, формируемые порядок прохождения госслужбы. Предметом исследования является правовое регулирование службы в таможне.
Г.В. Атаманчук
в своей монографии «Сущность
государственной службы»
В этих проектах при определении понятия госслужбы главный акцент делался на следующем:
- госслужба рассматривается в узком аспекте, т.е. госслужба распространяется на тех служащих, которые составляют «аппаратный корпус» гос. органов;
- оплачивается профессиональная деятельность;
- содержится за счет гос. бюджета;
- осуществляются
должностные полномочия в
- практическое
исполнение должностных
В Законе, регулирующем основы госслужбы РФ от 31 июля 1995 года госслужба рассматривается как «профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению и исполнению полномочий гос. органов». Здесь гос. служба была основана на других началах: акцентировано внимание не на сущности госслужбы, эта служба не государству, государственным и общественным интересам, а конкретным государственным органам или должностным лицам.
Догматическое определение, предложенное федеральным законодателем, предполагает функциональную характеристику госслужбы, но остается неразрешенным вопрос, на что направлена названная деятельность, иначе говоря, что выступает ее содержанием, а что предметом правового регулирования государственных служебных отношений.
В юридической литературе особое внимание обращается на определение понятия «должность». Два вида элементов – «должность» и «рабочее место в аппарате» - образуют структуру органа государства», обусловливают механизм функционирования и являются средствами соединения личности и органа государства, в результате чего происходит реальное функционирование государственного механизма.
В юридической литературе о понятии «должность» высказано несколько мнений. Должность понимается: как «постоянное государственное установление с точно определенным комплексом прав и обязанностей лица, занимающего эту должность, для непрерывного выполнения той или иной работы по осуществлению государственных функций»2; как «исходная организационно-структурная единица государственного органа, заключающая в себе часть его компетенций»3; как «установленный комплекс обязанностей и соответствующих прав, определяющих место и роль служащего (работника) в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении, должность заключает в себе часть компетенции данного органа»4; как «часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов), с соответствующей частью компетенции гос. органа (организации), представляемой лицу - госслужащему в целях ее практического осуществления»5; как «государственно-правовое установление», образуемое в целях реализации задач, стоящих перед государственным органом (организацией), и определяющее служебное место и социально-трудовую роль гражданина в этом органе, возложенные на него обязанности и предоставленные ему права, а также требования к его профессиональной подготовке6, и т.д.
Проведенные определения в основном близки друг другу и акцентируют внимание на следующем:
- должность устанавливается государством;
- она имеет
обязанности и наделена
- заключает
в себе часть компетенции
- представляет
часть его организационной
Отмеченные черты в общем верно указывают на правовую сущность должности. Неубедительным представляется лишь та черта, по которой должность будто бы заключает в себе часть компетенции органа. Известно, что компетенция наделяется органом государства в целом как структурная единица гос. аппарата, что первая есть «юридическое выражение совокупности функций и полномочий органа в соответствующей сфере общественной жизни». В законодательстве определены организационно-правовые формы реализации компетенции органа государства.
Регулирование любых общественных отношений имеет определенную направленность, которая закладывается при помощи основных начал.
Принципами признаются основополагающие идеи, исходные положения формирования, развития и функционирования права, помогающие раскрыть его сущность. Принципы гражданской службы можно определить как основополагающие, ключевые моменты, закрепленные в нормативном порядке, которые определяют всю систему гражданской службы, обусловливают ее дальнейшее развитие.
Существуют различные виды классификации принципов гражданской службы. Так, Ю.Н. Старилов выделяет отраслевые, характеризующие весь институт госслужбы, и конкретно-институциональные, применяемые к определенным правоотношениям в рамках прохождения гражданской службы7. Кроме того, им проводится разделение принципов на конституционные и организационные. Первая группа обусловлена положениями Конституции Российской Федерации и конкретизируется в законодательстве, а вторая группа - отражает механизм построения и функционирования госслужбы, гос. аппарата, обеспечение эффективной административной деятельности в гос. органах.
По мнению Баранник Т.В., к основным началам государственной гражданской службы, или специальным основным началам, можно отнести8:
1) принцип единствa системы госудaрственной службы;
2) принцип рaвного доступа граждан к госудaрственной службе;
3) принцип единствa правовых и организационных основ федеральной грaжданской службы и граждaнской службы города Москвы;
4) принцип профессионализма и компетентности грaжданских служaщих;
5) принцип стабильности грaжданской службы;
6) принцип открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю, принцип объективного информирования общества о деятельности госслужащих;
7) принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;
8) принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
9) принцип правовой и социальной защищенности гражданских служащих.
Зажицкий В.И. отмечал, что в содержании принципов госслужбы получают наиболее четкое воплощение природа и сущность госслужбы как фундаментальной категории публичного управления9. По его мнению, в целях дальнейшего совершенствования административно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также предупреждения и пресечения коррупции в ее системе представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов государственной службы, а также определение той роли, которую они играют в процессе организационного построения государственной службы. Необходимость этого подтверждает и то обстоятельство, что в принятых за последнее время законодательных актах, регламентирующих государственно-служебные отношения, важное значение придается принципам организации и построения государственной службы.
Манохин В.М. полагал, что с принципами связывают определенные основы - постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений10. П.П. Сергун под базовые начала госслужбы РФ понимает правовую категорию как основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом11. По мнению Ю.Н. Старилова, базовые начала государственной службы являются основополагающими идеями, установлениями, выражающими объективные закономерности и определяющими научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующими в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы12.
Г.И. Петров в качестве базовых начал государственной службы называет следующие: общедоступность государственной службы для граждан, отсутствие у служащих каких-либо ограничений, подконтрольность служащих народу, их сменяемость13. В.А. Власов говорит о том, что государственная служба строится на следующих принципах: отсутствия кастового чиновничества, подотчетности и сменяемости государственных служащих, равного права всех граждан на государственную службу при соответствии политическим и деловым требованиям, отсутствия правоограничений государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из выполнения служебных обязанностей, отсутствия каких бы то ни было привилегий для работников государственного аппарата14.
В.П. Мельников и В.С. Нечипоренко полагали, что принципы государственной службы целесообразно учитывать при ее организации и реформировании15.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации наряду с государственной гражданской и военной службами. Понятие правоохранительной службы дается в ст. 7 указанного Закона, которая понимается как вид фед. государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Правоохранительная служба предусмотрена в различных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих указанные в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» функции, которые иначе можно назвать правоохранительными функциями. В рассматриваемом Федеральном законе не указано, в каких именно органах, службах и учреждениях предусмотрена правоохранительная служба. Очевидно, на этот вопрос должен ответить отдельный федеральный закон о правоохранительной службе, который в настоящее время еще не принят. В юридической литературе обсуждается структура будущего закона о правоохранительной службе, в частности предпринимаются попытки выделить принципы правоохранительной службы. Определим перечень органов, служб и учреждений, в которых должна быть предусмотрена правоохранительная служба. К ним, очевидно, должны быть отнесены те органы, которые в юридической науке и в ряде законодательных актов получили название правоохранительных органов16.