Государственное управление в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных экономических условиях обеспечение поступления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных платежей, которые взимаются с налогоплательщиков с целью удовлетворения общенациональных потребностей, развития налоговой системы и экономики страны требует систематического управления и контроля, которое осуществляется государством.

Содержание

Введение 2
2.Налогообложение как объект государственной политики. 7
3.Субъекты, осуществляющие государственные полномочия в сфере 11 налогообложения.
а) Федеральная налоговая служба 12
б) Таможенные органы Российской Федерации 14
в) Органы внутренних дел Российской Федерации 15
г) Министерство финансов Российской Федерации 16
д) Внебюджетные фонды 18
4.Соотношение государственного контроля и надзора 19
а) Система контролирующих органов 25
б) Ответственность исполнительных органов в сфере налогообложения 27
5.Соотношение налоговой и административной ответственности 28
6.Заключение 32
Сноски 33
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственое управление в сфере налогообложения (Административное право).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Главное, выяснить, какие юридические последствия вызывают действия по контролю и надзору? По результатам контроля возможно применение к должностным лицам подконтрольных исполнительных органов, предприятий и учреждений, виновных в совершении неправомерных действий, мер дисциплинарной ответственности. Очевидно, что контрольные действия не распространяются на граждан, общественные объединения, иные организации негосударственного характера, на объекты государственной собственности и иного ведомственного подчинения. Вместе с тем контроль может привести к отмене правовых актов подведомственных органов (должностных лиц).

Юридические результаты надзора иные. Они могут найти свое выражение в применении к поднадзорным объектам исключительно мер административного принуждения (предупредительных, пресекательных и наказательных). И это соответствует предмету административного надзора, каковым являются действия по исполнению общеобязательных правил, устанавливаемых государством. Эти правила имеют специальный характер и соответствующее ему целевое назначение.15

Границы административного надзора значительно шире, чем у контроля, его объектом является поведение граждан, что не свойственно ведомственному контролю, административный надзор нередко своим объектом имеет действия ограниченного круга поднадзорных предприятий, учреждений и лиц. Субъекты административного надзора уполномочены самостоятельно осуществлять административную юрисдикцию в ее процессуальном понимании. Иначе говоря, они вправе рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, совершенных в поднадзорной сфере.

Административный надзор характеризует также большое число органов (должностных лиц) с надзорными полномочиями. При этом такие органы могут существовать в виде самостоятельных подразделений общей системы органов исполнительной власти (федеральные надзоры и их территориальные органы) либо как структурная часть того или иного органа исполнительной власти.

а) Система контролирующих органов.

       Говоря о системе органов налогового контроля, мы вновь возвращаемся к субъектам, осуществляющим государственные полномочия в сфере налогообложения. Федеральная налоговая служба имеет основной своей задачей контроль:

         1)за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

         2)за правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;

         3)за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

         4)за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах своей компетенции.

      ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств, имеет полномочия по контролю за соблюдением законодательства организаторами азартных игр, за техническим состоянием игрового оборудования.16

Таможенные органы контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов и пошлин и принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

      Федеральная служба  по экономическим и налоговым  преступлениям , как было указано  выше, является правоохранительным  органом со специальными полномочиями  в налоговой сфере. Порядок и условия участия ФСЭНП в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл.6 НК РФ, Приказом МВД РФ от 13 августа 2003 г. №634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям министерства внутренних дел Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

      К основным задачам  ФСЭНП относятся:

        1)предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах;

        2)организация  и проведение профилактических  и оперативно-розыскных мероприятий  по защите всех форм собственности;

        3)координация  и организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по экономическим и налоговым преступлениям;

        4)обеспечение  безопасности  деятельности государственных  налоговых инспекций, защиты их  сотрудников от противоправных  посягательств при исполнении  служебных обязанностей;

        5)выявление, предупреждение  и пресечение коррупции в налоговых  органах.

Согласно п.1 ст.36 НК РФ органы внутренних дел в лице ФСЭНП полномочны по запросу налоговых органов участвовать в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Министерство финансов Российской Федерации также является контролирующим органом, которому подчиняется Федеральная налоговая служба.

 

 

 

б) Ответственность исполнительных органов в сфере налогообложения.

       В соответствии  с российским законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. Ответственность налоговых органов регулируется ст.35 НК РФ. 
      Ответственность таможенных органов регулируется также ст.35 Налогового Кодекса РФ. Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред, осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.  
      Ответственность Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям РФ регулируется ст.37 НК РФ и аналогична ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

 

 

5.Соотношение налоговой и административной ответственности.

 

       Регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений осуществляется на уровне Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях. 
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах - это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.17  Налоговая ответственность предусмотрена Налоговым кодексом РФ. 
       Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. 
Из действующих правовых норм видно, что нарушение законодательства о налогах и сборах может расцениваться в качестве как налогового, так и административного правонарушения. 
       Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса РФ. Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, заключается в вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверок в соответствии со статьями 100, 101 НК РФ. 
       По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он вправе представить в налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения акта проверки возражения по акту. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений: 
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. 
       В случае несогласия налогоплательщика с вынесенным налоговым органом решением он имеет право оспорить его в судебном порядке. В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ в случае выявления нарушений, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, должно составить протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций и физических лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством. Субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций. 
       Таким образом, Налоговый кодекс РФ при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах налагается в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ. Данная процедура включает в себя составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления. При несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении данное постановление также может быть обжаловано в судебном порядке. 
       Процедуры привлечения к административной и к налоговой ответственности значительно различаются. В Налоговом кодексе РФ данная процедура практически сводится к вынесению решения руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Налоговым кодексом, в отличие от КоАП РФ, не предусмотрены такие понятия, как "возбуждение дела", "участник производства", "доказательства" и "доказывания", не определены процессуальные права и обязанности участников производства. Определенной защитой интересов лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, являются положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие судебный порядок взыскания налоговых санкций, обязательное соблюдение налоговыми органами досудебного порядка взыскания налоговых санкций (выставление требования с предложением уплатить их добровольно), срок давности взыскания санкций.Срок давности привлечения к административной ответственности значительно короче срока давности привлечения к налоговой ответственности. 
       Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 закреплено положение, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК) судам следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо, за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Как и административная ответственность, налоговая ответственность применяется только при наличии вины лица, совершившего правонарушение. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим его привлечение к налоговой ответственности (статья 109 НК РФ). Налоговые правонарушения, как и административные, могут быть совершены умышленно или по неосторожности. Аналогично Кодексу РФ об административных правонарушениях, Налоговый кодекс устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика - п. 6 ст. 108 НК РФ. 
       Мерой ответственности к нарушителю законодательства о налогах и сборах являются санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, которые подразделяются на правовосстановительные (пени) и карательные (штрафы). Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому административная ответственность выражается только карательными санкциями в виде штрафов.  
       Наиболее актуальной проблемой является регулирование процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности. Данная задача может быть решена путем разработки Административного процессуального кодекса, который регулировал бы общественные отношения, связанные с осуществлением судебного контроля за деятельностью органов, наделенных полномочиями привлекать к административной ответственности, а также установлением порядка защиты прав и интересов граждан в суде.

 

6.Заключение.

       В заключение можно сказать, что налоги и налогообложение являются ключевыми моментами финансовой деятельности государства, поскольку путем налогообложения физических и юридических лиц осуществляется пополнение государственного бюджета и нормальное функционирование государственного аппарат и общества в целом. Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

      Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором,

т. к. создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

       Новые реалии российского государственного строительства требуют серьезного осмысления сущности современного налогового права.        Современное налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое

обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы формирование системы управления финансовых потоков из корпоративной и частной сфер хозяйственной деятельности в сферу обеспечения общенациональных, бюджетных потребностей, во благо каждого конкретного человека.

 

Сноски.

1. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 1999 г., стр.119.

2. Россинский Б.В. Административное право. Словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2000 г.

3. www.wikipedia.ru.

4. Атаманчук В.Г. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. М.: Омега-Л, 2004 г., стр.38.

5. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г., стр.13.

6. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. 7. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2000 г., стр.49.

7. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 1999 г., стр.143.

8. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), ст.8, ч.1.

9. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: Учебное пособие. Хабаровск, 2005 г., стр.26.

10. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), ст.33.

11. Викторова Н.Г. Налоговое право – 2-е изд.М. 2010 г., стр.92.

12. Там же, стр.97.

13. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: Учебное пособие. Хабаровск, 2005 г., стр.85.

14. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), ст. 82.

15. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 1999 г., стр.124.

16. Постановление Правительства  РФ от 22 февраля 2008 г. №116.

17. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Законодательство:

1. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998).

2. Таможенный Кодекс Российской  Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2009 г.).

3. "Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

4. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях, под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юрист, 2002.

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5.

6. Постановление Правительства  РФ от 22 февраля 2008 г. №116

7. Закон РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

8.Приказ ФНС России от 14 октября 2004 г. №САЭ-3-15/1 «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу».

9.Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506.

10. Приказ Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. №101.

Приказом МВД РФ от 13 августа 2003 г. №634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям министерства внутренних дел Российской Федерации», 
Литература:

1. Атаманчук В.Г. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. М.: Омега-Л, 2004 г.

2. Викторова Н.Г. Налоговое право – 2-е изд.М. 2010 г.

3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

4. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: Учебное пособие. Хабаровск, 2005 г.

5. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие-2 изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009 г.

6. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. 7. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2000 г.

8. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 1999 г.

9. Крохина Ю.А. Налоговое право  России. М.: Норма, 2004 г.

10. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. 
11. Меркулова Т.А. Налогообложение: учебное пособие. Ульяновск, 2005 г.

Информация о работе Государственное управление в сфере налогообложения