Государственное управление, современные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 16:22, реферат

Краткое описание

Изменение принципов и характера деятельности государственного аппарата, всей системы исполнительной власти в Российской Федерации началось сразу после распада СССР. В период до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года была произведена департизация государственного аппарата и сформированы новые структуры для управления процессами реформирования экономики страны.
В настоящее время в России осуществляется административная реформа.
Целью данной работы является исследование проблем государственного управления в современной России и перспектив повышения его эффективности в рамках административной реформы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление в современной России…………………4
1.1 Особенности государственного управления……………………………...4
1.2 Административная реформа в Российской Федерации
и ее основные компоненты………………………………………………………5
Глава 2. Проблемы и перспективы повышения эффективности государственного управления……………………………………………………9
2.1 Первый этап реализации административной……………………………. 9
реформы (2003 - 2005 гг.)
2.2 Второй этап и перспективы реализации административной …………17
реформы (2006 -2009 гг.)
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы………………………………………...……34

Вложенные файлы: 1 файл

админ право.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ «Управления и права»

КАФЕДРА «Государственное и международное право»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Административное право»

На тему: «Государственное управление, современные тенденции развития »

 

 

 

 

Выполнила :

студентка 2 курса

Заочной формы обучения

Факультет УП, специальности 030900

Русяева Ольга Евгеньевна

Проверил : 

Бочкова С.С.

 

 

Москва 2013

 

 

                                   Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственное управление в современной России…………………4

    1.1 Особенности государственного управления……………………………...4

    1.2 Административная реформа в Российской Федерации

 и ее основные компоненты………………………………………………………5

Глава 2. Проблемы и перспективы повышения эффективности государственного управления……………………………………………………9

    2.1 Первый этап реализации административной……………………………. 9

реформы (2003 - 2005 гг.)

     2.2 Второй этап и перспективы реализации административной …………17

реформы (2006 -2009 гг.)

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы………………………………………...……34

 

 

 

 

              

 

 

                                            Введение

Государственное управление (англ. public administration) -- деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны - деятельности по формулированию политического курса.

В современных условиях особую важность приобретает проблема повышения эффективности государственного управления.

Изменение принципов и характера деятельности государственного аппарата, всей системы исполнительной власти в Российской Федерации началось сразу после распада СССР. В период до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года была произведена департизация государственного аппарата и сформированы новые структуры для управления процессами реформирования экономики страны.

В настоящее время в России осуществляется административная реформа.

Целью данной работы является исследование проблем государственного управления в современной России и перспектив повышения его эффективности в рамках административной реформы.

 

Глава 1. Государственное управление в современной России

1.1 Особенности государственного управления

В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

· правовой подход;

· политический подход;

· менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции "представительной бюрократии", в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия "государственный менеджмент" (public management) в качестве синонима понятию "государственное управления".

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

1. следования принципу  верховенству права (правовой подход);

2. следования воле народа (политический подход);

3. следования цели получения  нужного социально-экономического  результат (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

1.2 Административная реформа в Российской Федерации и ее основные компоненты

В общем случае состав российской административной реформы включает следующие компоненты:

- изменение места исполнительной  власти в системе государственного  управления;

- изменение соотношения  централизации и децентрализации  этой власти;

- перемены в структуре  органов исполнительной власти  на федеральном и региональном  уровнях;

- перераспределение полномочий  и ресурсов для их исполнения  по территориальным уровням власти;

- уточнение и унификацию  содержания государственных услуг, их стандартизацию и изменение  порядка предоставления;

- обновление внутренних  регламентов деятельности различных  органов власти;

- укрепление взаимодействия  государства и бизнеса, государства  и граждан.

Каждый из перечисленных компонентов затрагивает всю совокупность федеративных отношений в Российской Федерации, весь реформационный комплекс экономического "разгосударствления" и перераспределения собственности. Не менее серьезное отношение к предмету административной реформы имеет процесс реализации принципов субсидиарности (закрепление предмета ведения и соответствующих общественных финансов за тем уровнем власти, который наиболее для этого приспособлен, с передачей этого предмета "наверх" или "вниз" только по таким основаниям). Административная реформа оказывает влияние на реформирование бюджетного федерализма и бюджетного процесса, а также на социальные и экономические реформы. Проведение административной реформы неотъемлемо и от реформирования государственной службы - ключевого звена в системе государственного управления. Есть прямая зависимость между эффективностью деятельности конкретного чиновника и оптимизацией обеспечиваемых им функций ведомства. Именно государственные служащие во многом и определяют сам ход реформы.

Если в западном варианте административные преобразования, как правило, четко замкнуты в границах "государственного менеджмента" и его институтов, то в Российской Федерации отдельные компоненты административной реформы проникают в структуру других реформ, становятся институциональным условием их реализации.

Следует отметить и две важнейшие составляющие административной реформы в Российской Федерации - государственные услуги и обеспечение прозрачности и подотчетности исполнительной власти.

Государственная услуга, не совсем привычное для российской управленческой практики понятие, трактуется как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству "конечный продукт" органов исполнительной власти. При этом одной из задач административной реформы стало установление прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными ресурсами от перечня, объема и качества предоставления государственных услуг гражданину, организации или бизнесу.

Решение проблемы прозрачности начинается с введения института раскрытия государственной информации. Публичное раскрытие информации государства - это предоставление доступа к юридически значимой информации государства для неограниченного круга лиц, осуществляемое без направления специального запроса. При этом сам доступ определяется как обеспечение возможности ознакомления с информацией для лица, не являющегося ее обладателем.

Признанным способом реализации открытости государства перед обществом и налаживания эффективных каналов взаимодействия общества и государства является претворение в жизнь в рамках административной реформы концепции электронного государства - осуществления государственной деятельности с массовым и повсеместным использованием информационно-коммуникационных технологий в процессах государственного управления.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет добиться одновременно информационной прозрачности и подотчетности государства, существенно повысить оперативность государственного управления. Публичное раскрытие информации с применением ИКТ, выступающее важнейшей компонентой в таких сферах взаимодействия граждан и государства, как государственный учёт, оказание государственных услуг, надзор и контроль и пр., должно поддержать информационную открытость процессов и результатов государственного управления, что, в свою очередь, требует радикального пересмотра законодательных основ взаимодействия государства и общества.

Административные реформы основываются на принципах целесообразности, прагматизма и экономичности. Все мероприятия в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности информации о деятельности государственных органов. Их цель - сделать государство более эффективным, "приблизить" его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность страны. Опыт проведения административных преобразований в ряде ведущих зарубежных стран свидетельствует о невозможности их проведения в сжатые сроки и радикальными методами. Поскольку речь, в том числе, идет о корректировке культуры государственного управления, административное реформирование может рассматриваться в качестве постоянной функции государства. При этом проведение реформы может рассматриваться как некоторая последовательность сменяющих друг друга этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы повышения эффективности государственного управления

2.1 Первый этап реализации административной реформы (2003 - 2005 гг.)

К 2003 году идеология и концептуальные положения административной реформы были в целом сформулированы. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 год недостаточная эффективность государственного аппарата и несоответствие количества его полномочий качеству власти были названы "основным препятствием на пути экономических реформ". В связи с этим приоритетными задачами развития государственного управления были объявлены: значительное сокращение функций органов исполнительной власти; изменение их системы и структуры; совершенствование управленческих процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом (создание административной юстиции). Главной целью первого этапа административной реформы стало, прежде всего, преодоление вышеуказанных недостатков.

Начало практических действий первого этапа реформы обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах".1 В этом Указе были сформулированы следующие пять главных задач административной реформы:

1. Ограничение вмешательства  государства в экономическую  деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного  государственного регулирования.

2. Исключение дублирования  функций и полномочий федеральных  органов исполнительной власти.

3. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.

4. Организационное разделение  функций регулирования экономической  деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом  и предоставления государственными  организациями услуг гражданам  и юридическим лицам.

5. Завершение процесса  разграничения полномочий между  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов РФ, оптимизация  деятельности территориальных органов  федеральных органов исполнительной  власти.

Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451.

В соответствии с Положением Правительственная комиссия стала координационным органом Правительства РФ по обеспечению реализации приоритетных направлений административной реформы. На нее возложено предварительное рассмотрение федеральных законов, других нормативных правовых актов и предложений по вопросам, касающимся пяти главных задач административной реформы, определенных в Указе Президента РФ № 824. Распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2004 года №682-р при Правительственной комиссии были созданы соответствующие рабочие группы.

Информация о работе Государственное управление, современные тенденции развития