Государственно-правовое регулирование занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Социально-экономическая модель занятости должна быть ориентированна на создание развитого, социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политике занятости, которые отражены в правовой основе модели занятости, то есть в Законе РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998 года. Назовем два основных: во-первых, государственное регулирование не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников; во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы.

Содержание

Введение
2.Основные направления государственной политики в вопросах занятости и трудоустройства.
3. Конституционное закрепление вопросов занятости и трудоустройства.
4. Полномочия государственных органов в вопросах занятости и трудоустройства.
5. Участие и обязанности работодателей при реализации государственной политики в области занятости и трудоустройства молодежи.
6.Заключение
7.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРС 1.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

АО «Медицинский Университет Астана»

Кафедра: Судебной медицины с основами права

 

 

 

 

 

СРС

Тема: Государственно-правовое регулирование

занятости и  трудоустройства

 

 

 

 

 

 

                                 Подготовила: Хисматулина С.Р.

137-ОМ.

                               Проверила:Кусаин А.А.

 

 

 

Астана 2012

ПЛАН

1.Введение

2.Основные направления   государственной политики в вопросах  занятости и трудоустройства.

3. Конституционное  закрепление вопросов занятости  и трудоустройства.

4. Полномочия  государственных органов в вопросах занятости и трудоустройства.

5. Участие и обязанности работодателей при реализации государственой политики в области занятости и трудоустройства молодежи.

6.Заключение

7.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

В последнее время в Республике Казахстан активно проводится политика по преображению социально-трудовой сферы. Это напрямую повлияло на состояние занятости населения, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

Сейчас с  определенной долей уверенности можно утверждать, что в Казахстане переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствующей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится на предприятиях и в организациях частно-кооперативного характера. При этом 15% заняты в малом бизнесе.

Социально-экономическая модель занятости должна быть ориентированна на создание развитого, социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политике занятости, которые отражены в правовой основе модели занятости, то есть в Законе РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998 года. Назовем два основных: во-первых, государственное регулирование не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников; во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем исключительно важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.

2. Основные  направления  государственной  политики в вопросах занятости  и трудоустройства.

      Два основных принципа правового  регулирования труда конкретизируются  в нормах института обеспечения занятости и трудоустройства. Это принцип обеспечения свободы труда и занятости, и принцип обеспечения права на труд и защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице.

Гарантии трудовых прав - это условия, средства и способы обеспечения реализации и защиты их от нарушений. Гарантии могут быть социально-экономические (условия), юридические и организационные. Принципы государственной политики в области содействия занятости закреплены в ст. 4 Законе РК “О занятости населения” где подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на свободно избранную занятость.

Занятость - это  деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. Незанятость трудоспособного гражданина не является основанием для правовой его ответственности. Реализация права на труд - это добровольный свободный акт гражданина и только он решает, сделать или нет этот акт и в каком виде занятости его реализовать.

Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый к ней приступить.

 

Помимо самостоятельного трудоустройства каждый гражданин, проживающий на территории республики, имеет право на получение бесплатного  содействия при трудоустройстве  со стороны государственной службы занятости (трудовое посредничество), а также физических и юридических лиц, занимающихся трудовым посредничеством. Трудовое посредничество - содействие населению при трудоустройстве со стороны уполномоченного органа по вопросам занятости.

К занятому населению относятся граждане: работающие по индивидуальному трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно занятые; занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;  проходящие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, органах национальной безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Республиканской гвардии, частях Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и иных воинских формированиях.

Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

3.Конституционное  закрепление вопросов занятости  и трудоустройства.

Конституция РК закрепляет право каждого на условия  труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Безопасность труда –  состояние защищенности работников, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников в процессе трудовой деятельности. Гигиена труда – комплекс санитарно-эпидемиологических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса (п.п. 18), 26), 27), 38) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса). Все это входит в понятие охраны труда как системы социально-экономических, правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Конституция Республики Казахстан провозглашает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Исходя из этого, работодатель обязан выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

В Республике Казахстан  законодательно закреплены государственные  гарантии в сфере оплаты труда работников. К ним относятся установление минимального размера месячной заработной платы, минимальных стандартов оплаты труда, оплаты за работу при отклонениях от нормальных условий труда, государственного контроля за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантии в области оплаты труда. Вместе с тем государство не устанавливает максимальный размер заработной платы.Закрепленное в Конституции РК положение о праве каждого на социальную защиту от безработицы имеет исключительно важное значение для всего общества. В соответствии с Конституцией РК признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Трудовой спор – это разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями) по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя (п.п. 19 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса).Важнейшей социальной гарантией, закрепленной Конституцией, является право каждого на отдых.

4. Полномочия  государственных органов в вопросах  занятости и трудоустройства.

Полномочия  государственных органов зафиксированы  в следующих статтьях Главы 2 Трудового  Кодекса Республики Казахстан:

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

Статья 16. Компетенция  уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования  трудовых отношений

Статья 17. Компетенция  территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

            5. Участие и  обязанности работодателей при реализации государственой политики в области занятости и трудоустройства молодежи.

Содействие  работодателей занятости населения обеспечивается:

а) реализацией  положений коллективных договоров  и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства или увольнения работников;

б) оказанием  помощи в трудоустройстве, профессиональной под- готовке и предоставлением дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

в) созданием  условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих;

г) разработкой  и реализацией социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

6.Заключение

На современном  этапе развития экономики страны существует множество проблем, связанных с переходом от плановой экономики к рыночной. Усугубляющийся экономический кризис выявил многие макроэкономические проблемы связанные с безработицей, инфляцией, падением уровня производства и т.д. Особенно больно по жителям республики ударила проблема безработицы.

Главной целью  современной политики занятости  развитых и развивающихся стран  становится повышение занятости  всего населения путем выявления  неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда. Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития "человеческих ресурсов", повышение их производительной силы, что более производительная экономика увеличивает спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство, меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта.

Для анализа  перспективы моделирования социально-экономических  процессов рассмотрим прогноз в  сфере занятости в результате формирования модели занятости. Опыт Восточной  Европы, да и наш собственный, свидетельствует, что значительная безработица является той ценой, которую приходится платить за продвижение к современной рыночной экономике. На первом этапе происходит резкий спад производства продукции, устраняется избыточный спрос - цены поднимаются до уровня, обеспечивающего сбалансированность на рынке. Этот этап мы прошли. Затем должны прекратиться дотации убыточным секторам экономики, проводится жесткая кредитная политика, что ведет к достижению определенной сбалансированности бюджета; успех этого этапа определяется степенью снижения инфляции.

Формирование  социально-экономической модели занятости  в условиях переходной экономики  является одним из главных способов повышения жизненного уровня населения  и стабилизации экономики с будущим ростом.

 

 

 

 

7.Список использованной литературы.

   1.  Закон  Республики Казахстан "О занятости  населения" от 30 декабря 1998г.

   2.  Итоги социально-экономического  развития ЮКО за 1997 год.- Шымкент:  Статистика, 1998.

   3.  Назарбаев Н.А.  Долгосрочная стратегия развития Республики        Казахстан: "Казахстан - 2030" - Алматы: Рауан, 1998.

   4.  Трудовой Кодекс  Республики Казахстан, Глава 2.

   5.  Горбачева Ж.А.  Необходимость правового регулирования  и основные черты трудоустройства  // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - 1997. - № 4. – С. 14-21

   6.  Сулейманова  Г.В. Трудоустройство и занятость.  Правовое регулирование. - М.: ПРИОР, 1999. – 131 с.


Информация о работе Государственно-правовое регулирование занятости и трудоустройства