Государственные служащие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях.
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов ;субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Государственные служащие как субъекты административного права………..5 Заключение………………………………………………………..………..…….19
Список использованной литературы……………………………………….…..21

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo ЗАМЕНА.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" было определено, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Определение государственного служащего, данное в Законе об основах государственной службы Российской Федерации, детально было проанализировано в научной литературе, и ему дано достаточно много критики.

Так, А.П. Алехин, исходя из анализа определения государственного служащего, содержащегося в Федеральном законе об основах государственной службы, к числу отличительных признаков госслужащего относит следующие:

1) государственный служащий - это гражданин Российской Федерации;

2) он замещает государственную  должность в государственном  органе;

3) он замещает в таком органе государственную должность государственной службы;

4) он выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

5) он получает за их  выполнение денежное вознаграждение  за счет средств бюджета.

Ю.Н. Старилов к числу признаков государственного служащего относит следующие:

1) государственный служащий - это физическое лицо, гражданин  Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным  языком и имеющий профессиональное  образование;

2) государственный служащий  должен отвечать требованиям  законодательства о государственной  службе;

3) государственный служащий  занимает оплачиваемую государственную  должность государственной службы  в установленном законом порядке;

4) государственному служащему  присваивается в установленном  законом порядке квалификационный разряд (чин, ранг и т.д.);

5) государственный служащий  выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи  в экономической, социальной, административно-политической  сфере;

6) государственный служащий  совершает во многих случаях  действия, которые вызывают определенные  юридические последствия;

7) деятельность государственных  служащих носит, как правило, непроизводственный  характер;

8) государственный служащий  принимает присягу на верность  государству.

Г.В. Атаманчук говорит о том, что "государственный служащий - это гражданин, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе (постоянно и за плату)". В.С. Груздев говорит о том, что отличительными признаками государственного служащего согласно Федеральному закону об основах государственной службы являются следующие:

1) государственный служащий - это гражданин Российской Федерации;

2) государственный служащий  замещает должность в государственном  органе;

3) государственный служащий  исполняет в государственном  органе государственную должность государственной службы;

4) государственный служащий  внесен в Реестр государственных  служащих Российской Федерации;

5) государственный служащий  имеет квалификационный разряд, присваиваемый в установленном  законом порядке;

6) государственный служащий  получает за выполнение обязанностей  по государственной должности  государственной службы денежное  вознаграждение, выплачиваемое за  счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего  субъекта Российской Федерации.

В.М. Манохин приводит перечень элементов, характеризующих правовой статус государственного служащего: 1) государственный служащий - это гражданин Российской Федерации; 2) государственный служащий замещает государственную должность государственной службы; 3) служебные обязанности государственный служащий исполняет в порядке, установленном федеральным законом; 4) труд государственного служащего оплачивается государством из бюджетных средств - федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Анализ вышеназванных определений дает возможность процитировать С.С. Алексеева, который сказал, что в настоящее время наблюдается такая ситуация, когда один и тот же термин несет разную смысловую нагрузку в зависимости от целого ряда факторов, контекста работы, особенностей авторского подхода к исследуемой проблеме и т.п. Вместе с тем в любой отрасли знаний происходят, по мере углубления и расширения знаний, уточнение понятий и определений, пересмотр устоявшейся терминологии. Но в любом случае нельзя забывать важнейших требований, предъявляемых к научной терминологии, - ее однозначности, строгой определенности, ясности, устойчивости, совместимости со всем комплексом употребляемых в науке терминов. Обогащение понятийного аппарата науки должно происходить не за счет утраты точности терминов, так как утрачивается координация научных понятий.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13).

Данное законодательное определение позволяет выделить следующие признаки гражданского служащего. Это прежде всего гражданин Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3). Гражданин при поступлении на государственную службу, кроме своего общего (конституционного) правого статуса, приобретает особый правовой статус, гражданин попадает в определенный правовой режим запретов, ограничений, связанных с государственной гражданской службой, после издания соответствующего правового акта о назначении на должность. Государственная гражданская служба - это профессиональная деятельность. Для гражданского служащего его служебная деятельность является основной работой. Государственная служба осуществляется на контрактной основе. Контракт наряду с иными актами определяет статус гражданского служащего.

Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.

1. Государственный гражданский  служащий - это гражданин Российской  Федерации. Иностранные граждане  или лица без гражданства не  могут быть государственными  служащими в Российской Федерации.

2. Государственный гражданский  служащий - это гражданин Российской  Федерации, взявший на себя обязательства  по прохождению гражданской службы.

3. Гражданин приобретает  статус государственного гражданского  служащего в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

4. Гражданский служащий  исполняет свои обязанности профессионально  и на возмездной основе, за  счет средств государственного  бюджета.

Следует отметить, что в административно-правовой науке вопросу регламентации административно-правового статуса государственного гражданского служащего, а также классификации их прав и обязанностей в современный период уделено недостаточное внимание. Между тем большая по масштабам и интенсивности проводимая в нашем государстве работа по совершенствованию российского законодательства (в том числе по кодификации административного права) настоятельно требует решения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного гражданского служащего в Российской Федерации.

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного гражданского служащего с органами государственного управления. Вследствие этого административно-правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей составной части.

Исходя из этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, связанных с гражданской службой.

Ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) личности как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.

Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные друг другу. Не вступая в общую дискуссию относительно предлагаемых элементов статуса, необходимо отметить одну общую закономерность, которая прослеживается практически у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Они заключаются в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности. "Система прав и обязанностей, - отмечает Г.В. Мальцев, - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем". Права и обязанности являются настолько бесспорными элементами правового статуса, что признаются в качестве таковых всеми исследователями. "Административно-правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей", - справедливо отмечает А.П. Коренев.

Содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами и обязанностями. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру административно-правового статуса государственного гражданского служащего и тем самым не допустить "размывания" границ этого понятия. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность. Выявление основных признаков административно-правового статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках, нормативные положения в рамках одной правовой институции. Что, в свою очередь, предполагает закрепление наиболее важных из них в едином нормативном акте - законе, так как большинство прав и обязанностей государственного служащего связано с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера. Содержание административно-правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

Должность определяет статус государственного гражданского служащего. В Законе о государственной гражданской службе должности подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. В.М. Манохин считает, что должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и т.д.) с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления. Д.Н. Бахрах обращает внимание на то, что должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Организационная структура аппарата управления есть не что иное, как структура формализованных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли – нет.

Изменение же статуса должности чаще всего не влечет замены служащего. А.П. Коренев под должностью понимал комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур. А.А. Гришковец говорит о том, что должность государственной службы есть административно-бюджетное установление. Ее следует рассматривать прежде всего как совокупность бюджетных средств, выделяемых на содержание бюджетного места.

Административно-правовой статус государственного гражданского служащего характеризует место, занимаемое служащим в системе органа управления. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности государственного гражданского служащего по отношению к иным субъектам права. Так, исследуемый правовой институт относит к числу специальных статусов, с регламентацией которых законодатель связывает возложение на лицо дополнительных (специальных) полномочий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Государственные служащие