Государственный контроль за деятельностью коммерческих юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: - исследование и раскрытие темы государственного контроля над деятельностью коммерческих юридических лиц.
Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить сущность и принципы государственного контроля, охарактеризовав понятие и функции государственного контроля;
- определить органы, осуществляющие государственный контроль, а также
порядок проведения контрольных мероприятий и права юридических лиц при проведении контрольных мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Сущность и принципы государственного контроля .………….4
1.1 Понятие государственного контроля.………………………………………4
1.2 Функции и принципы государственного контроля……………….……….8

Глава 2. Специфика органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю….………………………………………………13
2.1 Понятие мероприятий по государственному контролю….……………… 13
2.2 Порядок проведения контрольных мероприятий ………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

3 курс курсовая работа Прудниковой.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

( написать полное наименование  учебного заведения )

 

 

 

 

 

                                КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплинам : гражданскому, финансовому и административному праву

На тему: «Государственный контроль за деятельностью коммерческих юридических лиц»

 

 

 

Выполнила: студентка группы

№ _______________________

Прудникова Маргарита Александровна

                                                                

Проверил:

Преподаватель Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….2

 

Глава 1. Сущность и принципы государственного контроля .………….4

1.1 Понятие государственного контроля.………………………………………4

1.2 Функции и принципы государственного контроля……………….……….8

 

Глава 2. Специфика органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю….………………………………………………13

2.1 Понятие мероприятий по государственному контролю….……………… 13

2.2 Порядок проведения контрольных мероприятий ………………………...19

 

Заключение……………………………………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

     Актуальность темы исследования,  выражена в том, что коммерческая деятельность, как и любая другая предпринимательская деятельность, всегда регулируется государством. Поскольку она направлена на получение прибыли,  то, с целью недопущения злоупотреблений и нарушений законодательства, должна подвергаться таким проверкам. Особенности создания и функционирования коммерческих юридических лиц, закреплены в Гражданском, Финансовом и  Административном праве,  и соответственно в этих нормативных правовых актах (кодексах), а также в других федеральных законах. Контроль – одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Он осуществляется государственными органами, и поэтому рассматривается, как одна из форм реализации государственной власти, которая в настоящее время осуществляет большое количество проверок, зачастую дублирующих друг друга и препятствующих нормальной работе предприятий.

   Целью курсовой работы является: - исследование и раскрытие темы государственного контроля над деятельностью коммерческих юридических лиц.

    Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:

- изучить сущность и принципы государственного контроля,          охарактеризовав  понятие и функции государственного контроля;

-   определить органы, осуществляющие государственный контроль, а также

 порядок проведения контрольных мероприятий и права юридических лиц при проведении контрольных мероприятий.

 

 

 

Глава 1.  Сущность и принципы государственного контроля

1.1 Понятие государственного контроля

      Порядок осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями1.

     Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор. Государство организует предварительный контроль над образованием коммерческой деятельности, путем государственной регистрации их в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, дачи разрешений на занятие тем или иным видом деятельности, то есть выдачи лицензии. Проведение мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением их действия, аннулированием и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, называется лицензированием2.

      Государство осуществляет проверку законности хозяйствующих юридических субъектов,  путем предъявления требований к безопасности товаров - проведением экспертизы и выдачей сертификата. 
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Целью сертификации является содействие потребителям в компетентном выборе продукции; создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке; участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; защита потребителей от недобросовестности изготовителей; контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. 
      Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф; обороноспособности и мобилизационной готовности страны, установление специальных правил реализации отдельных товаров3.

      Ограничение перемещения товаров и услуг вводится федеральными законами, если эти меры необходимы для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Федеральные законы предусматривают различного рода ограничения по перемещению товаров и услуг в случаях: введения военного положения, введения на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; проведения комплексных мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; введения пограничного режима. Специальные ограничения устанавливаются на оборот служебного и гражданского оружия.

       Таким образом, государственный контроль за деятельностью коммерческих юридических лиц, осуществляется по следующим направлениям:

  1. регулирование пропорций воспроизводства, т.е. структурная политика в экономике позволяет государству определять приоритетные отрасли и сферы народного хозяйства, способствовать их ускоренному развитию, формировать наиболее благоприятные условия ведения в них коммерческой деятельности;
  2. регулирование денежного обращения осуществляется через бюджетную, кредитную, налоговую политику и позволяет государству воздействовать на скорость и направленность развития коммерческой деятельности в отдельных отраслях;
  3. обеспечение конкуренции и регулирование монопольной деятельности стратегически направленно на развитие экономики через восстановление и расширение коммерческой деятельности;
  4. установление различных экологических и социальных норм позволяет через осуществление воздействий на коммерческую деятельность балансировать интересы общества и коммерческих структур;
  5. перераспределение доходов (в основном через налоговую систему) позволяет государству придавать коммерческой деятельности большую социальную направленность;
  6. нормирование цен и тарифов на ряд товаров и услуг дает возможность государству контролировать инфляцию, способствует определенной стабилизации уровня жизни;
  7. стандартизация качества продукции и услуг стимулирует производство и реализацию качественных ( безопасных) товаров и услуг.

 

1.2 Функции и признаки государственного контроля

         Контроль является важным признаком содержания административного (управленческого) права. Это явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего он рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принципы и функция в сфере государственного управления, как наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений4. Функция контроля состоит в анализе и сопоставлении фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность предназначения контроля, как отмечают в своих трудах исследователи этой проблемы,  дает возможность выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые не исполняют или почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций, определить компетенцию таких органов.

    В литературе встречается мнение, что контроль, по сравнению с другими функциями управления, носит вторичный характер. Представляется, что и при перечислении функций управления (где контроль обычно ставится в конце этого перечня), и при их рассмотрении речь идет не о его второстепенности как вида деятельности, а о последовательности действий в процессе управленческой деятельности. Контроль не существует в изолированном виде, — не должно быть контроля ради контроля. Контроль осуществляется в определенной отрасли, с ее особенностями и конкретным содержанием, а значит в определенном объеме и в определенной форме. Он направлен на конкретный результат и пути достижения этого результата, а также устранение субъективных и учет объективных препятствий при осуществлении этой деятельности5.

    В государственном управлении контроль находится в тесной связи с другими функциями и вместе с тем, предназначен для оценки соответствия осуществления этих функций заданиям, поставленным перед управлением. Контроль обеспечивает конкретность и осуществление его в соответствии с принятыми решениями. С помощью контроля, который в кибернетике носит название «обратной связи», субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также о тех ошибках и изменениях ситуации, которые могут привести к неисполнению поставленных задач или получению совершенно других результатов. Имея информацию о правомерности или неправомерности деятельности органа или должностного лица, ее целесообразности, можно оперативно вмешаться, привести рычаги управления в соответствие со сложившимися условиями, и предотвратить нежелательные последствия. Контроль дает возможность не только корректировать управленческую деятельность, но и помогает предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата6. 
     Новые условия развития государства и его влияние на общество требуют адекватных подходов к системе государственного контроля и ее законодательного обеспечения. Необходимость существования такой системы объясняется тем, что с переходом к новым политическим и экономическим основам нашего общества не стало меньше недостатков в сфере государственного контроля, а управленческие решения, даже принятые высшими органами исполнительной власти, не совершенны. 
    В этих условиях роль государственного управления и контроля как его важной функции значительно возрастает. Изменяются их назначение, формы работы, а в некоторых отраслях и объем, однако значение не уменьшается. 
     Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью, а таких органов большинство. 
Таким образом, система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля7. 

     В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль — основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально.

     Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, контрольная деятельность базируется на единых принципах, и в ее основу положены задания повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование. Построение контрольных систем и их деятельность осуществляется на основании определенных принципов. Существуют различные точки зрения относительно принципов контроля и критериев систематизации этих принципов. 
    Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов. Вместе с тем, как самостоятельная функция органов контроля, специфика которой дает возможность выделить ее из числа других функций управления, она руководствуется присущими ей принципами, дополняющими, конкретизирующими общие принципы управления8. 
     Исходя из сегодняшних реалий и тех заданий, которые стоят перед контролем, представляется возможным выделить такие основные принципы контроля, как: объективность, действенность, гласность, систематичность, регулярность. 
     Принцип объективности контроля предусматривает анализ реальных фактов и всесторонность их рассмотрения. И хотя любое управленческое решение несет в себе элемент субъективности, однако оно должно базироваться на объективных, реальных фактах. Так и контрольная деятельность должна основываться на действительности, реальности, конкретности фактов. Объективность контроля вытекает из точного изучения фактов и документов, заслушивания пояснений, которые проверяются заинтересованными лицами, проведения необходимых подсчетов, анализов, измерений, сопоставлений, выявления причин нарушений, недостатков или ошибок. Лишь обобщение всех полученных таким образом данных и приводит к правильным, обоснованным выводам, вырабатывает умение докопаться до сути ради установления истины. Все это дает возможность найти правильное решение при устранении нарушений или предупредить нежелательные последствия9.

     Действенность контроля состоит в реальных последствиях выявления нарушений действующего законодательства, принятых норм и правил. На него возложена обязанность не только выявить допущенные нарушения, но и глубоко их проанализировать, сделать выводы о возможных последствиях, пустить в ход государственный механизм защиты. Этот принцип действенности, положен в основу реагирования органов контроля, всей системы контроля путем применения соответствующих мер самостоятельно или передачи результатов и выводов уполномоченным органам для принятия решений. 
    По своему влиянию и результативности принцип гласности в деятельности органов контроля занимает важное место. Освещение направлений деятельности органов государственного управления по выведению страны из кризиса, соответствие существующей правовой базы, создание государственных программ, направленных на их исполнение. Этот  
принцип,  предусматривает не только выявление недостатков и обязательное наказание, но и постановку актуальных проблем, обсуждение проектов управленческих решений, подготовку общественного мнения10. 
    При осуществлении контроля необходимо соблюдение принципа систематичности, регулярности. Это вносит определенный порядок и дисциплину в работу как того, кого контролируют, так и того, кто осуществляет этот контроль. Кроме того, систематический контроль дает возможность лучше ориентироваться в конкретной отрасли управления и постоянно анализировать состояние дел, а также выявить недостатки в управленческой деятельности, отыскать резервы или предупредить непредвиденные последствия.

Информация о работе Государственный контроль за деятельностью коммерческих юридических лиц