Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 21:05, реферат
Эффективное функционирование контроля и надзора как элемента управления, которое направлено на регулирование отношений всех сфер жизни государства и общества в целом, приобретает всё большее значение в условиях современного существование в Российской Федерации. Преобразованиям, проходящим в нашей стране в последнее время, содействует реализация контроля и надзора, которые придают необходимую динамику в развитии страны, а также являются главным фактором становления правового государства и развития гражданского общества. Управление в целом и государственное управление не может осуществляться без взаимодополняемого и взаимозаменяемого контроля и надзора, так как эффективное управление предполагает грамотный контроль.
· государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
· получение информации;
· применение мер административного предупреждения;
· применение мер административного пресечения;
· привлечение к административной ответственности;
· регистрация и учет;
· выдача разрешений (лицензий);
· нормотворчество.
Отличия государственного контроля и административного надзора:
1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора- только законность деятельности;
. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:
1. за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2. соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
. исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
1. протест прокурора;
2. представление прокурора;
. постановление прокурора;
. предостережение о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит рассмотрению.
Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, контроль и надзор - это не одно и тоже, у каждого из них есть множество видов, и выполняют они различные функции.
.2 Соотношение контроля и надзора
Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание - в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам, поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных.
Существуют следующие признаки контроля: оптимальность, непрерывность, оперативность, властность и другие; его цели: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и некоторые другие.
Таким образом, контроль - это форма юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и обеспечения регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод=граждан.
Сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Причем это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.). Надзор в отличие от контроля не содержит административных функций, следовательно, надзор - это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства.
Органами контроля фактически являются все ныне действующие федеральные службы, а также все другие государственные органы, которые вправе при осуществлении проверок непосредственно вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных структур (ограничивать, приостанавливать либо прекращать их деятельность) и самостоятельно привлекать правонарушителей (юридических и физических лиц) к юридической ответственности. Надзорные полномочия в полном объеме следует признать только за прокуратурой, как единственным органом государственного надзора (причем, высшего).
Основными целями государственного контроля являются:
· охрана конституционного строя
· обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
· повышение эффективности государственного управления
· поддержание стабильности государственного устройства
· обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ
· введение в режим законности действий должностных лиц, а также обеспечение законности и правопорядка в государстве в целом
В современной России прокуратура - специализированный государственный орган, осуществляющий от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами законодательной, исполнительной ветвей власти и их должностными лицами, а также предприятиями или организациями, независимо от форм собственности.
Прокурорский надзор представляет собой социально значимую деятельность прокуратуры, выполняемую в строго определённой правовой форме. Прокуратура в своей компетенции участвует в реализации функций охраны прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Прокурорский надзор имеет универсальный характер, им охватываются сферы деятельности, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, уголовно гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, трудового и т.д. Таким образом, оригинальность прокурорского надзора состоит в том, что он как бы постоянно подключён к отраслевым механизмам правового регулирования.
Таким образом, контроль и надзор - это формы обеспечения законности в государственном управлении. Они представляют собой правообеспечительную деятельность компетентных государственных органов.
1.3 Совершенствование контрольно-надзорной деятельности
О важности и необходимости эффективного государственного контроля постоянно говорят первые лица государства, политики, граждане. Значимость государственного контроля подчеркивается специалистами и учеными. Государственному контролю посвящено значительное число работ ученых, занимающихся проблемами социального и государственного управления с позиции исторических наук, кибернетики, общей теории государства и права, теории государственного управления, менеджмента, политологии, социологии, отраслевых юридических наук. Исторически налоговый контроль (в рамках финансового) был самой первой формой государственного контроля. В России государственный контроль появился так же в форме финансового контроля. По мнению отдельных ученых, «система государственного устройства, управления и контроля в России насчитывает более чем тысячелетнюю историю».
В Послании Президента 1997 года «О положении в стране и основных направлениях политики РФ» был выделен специальный раздел, посвященный вопросам совершенствования государственного контроля. В пункте 2.3 Послания «Усиление контрольной функции государства» говорится, что существует множество ведомственных и вневедомственных контролирующих структур; кроме того, контрольные и надзорные функции имеют правоохранительные органы. Но если сопоставить их численность с результатами работы, в частности, с динамикой нарушений, с количеством привлеченных к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, итог окажется неутешительным. Нередко работники контрольных и надзорных органов используют свои полномочия не для выполнения своих функций, а для получения дополнительной прибыли.
В Послании Президента 1998 года «Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» вновь поднимаются вопросы совершенствования государственного контроля. В Послании подчеркивалось, что основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть нормативно-правовое регулирование и контроль, имеющие целями создание благоприятной правовой и институциональной среды обитания бизнеса, развитие конкуренции, упорядочение экономического оборота.
В Послании Президента 1999 года «Россия на рубеже веков (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» Президентом делается вывод, что одним из серьезных недостатков в построении системы государственных органов является сосредоточение в одних руках регулирующих, разрешительных и контрольных функций, что создает благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.
По итогам реализации положений Концепции административной реформы, следует отметить, что многие из них до настоящего времени так и не реализованы. Так, в Концепции административной реформы говорится, что необходимо разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов. Это позволит надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке. Однако функции по контролю и надзору не разграничены и не унифицирована в этой части терминология законодательных и других нормативных актов. Кроме того, четко не разграничены объекты контроля (надзора), предметы ведения и полномочия в сфере контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; многие виды государственного контроля и надзора не попали под действия данного Закона.
Необходимой предпосылкой государственного
контроля и надзора является установление
норм, соблюдение которых и является предметом
контрольно-надзорной деятельности. Не
может быть контроля и надзора без установленной
нормы, выполнение которой контролируется.
Необходимыми основаниями для осуществления
деятельности по контролю и надзору являются
её законность и общественная целесообразность(
Выделение функций, направленных на обеспечение деятельности подконтрольных систем (аккредитация, аттестация, ведение реестров) даёт основание предложить передачу соответствующей функции, исполнение которой возложено на государственные органы, саморегулируемым организациям.
К примеру, можно рассмотреть и проанализировать основные виды государственного контроля/надзора, относимые к сфере промышленности с указанием контролируемых законоположений, а также государственного органа, осуществляющий соответствующий контроль/надзор.
№ |
Область применения |
Виды государственного контроля/надзора |
Контролируемые законоположения |
Государственные органы, осуществляющие контроль и надзор |
1. |
В области общественной безопасности |
Гос. контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов при перевозке крупногабаритных и опасных грузов автомобильным транспортом. Контроль мест хранения и использования оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. |
Соблюдение: Фед. Закона « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Фед. Закон «Об оружии» и «Единых правил безопасности при взрывных работах». |
Органы внутренних дел (МВД России). |
2. |
В области фискальной политики |
Контроль за уплатой взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на работе. Гос. контроль за соблюдением законности о налогах и сборах. |
Соблюдение Трудового Кодекса РФ в части обязательного страхования рабочих от несчастных случаев на производстве. -Правильность исчисления налогов -Полнота уплаты налогов -Своевременность уплаты налогов |
Фонд социального страхования РФ. ФНС Росии. |
3. |
В области обеспечения обороны |
Гос. надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных прав,актов по обеспечению подготовки и мобилизации |
Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации |
Ген. Штаб Министерства обороны России (соответственный комиссариат). |
4. |
В области соблюдения норм трудового законодательства. |
Гос. надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ, осуществляющие фед. инспекцией труда. |
Фед. Инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными и фед. органами исполнительной власти, органами исп.власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры и т.д. |
Фед.инспекция труда и подведомственной ей государственной инспекцией труда. |
5. |
В области защиты прав потребителей. |
Гос.санитарно- эпидемиологический надзор. |
Гос.санитарно- эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, осуществляемых фед.органами исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидеологического благополучия населения. |
Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителя. |
6. |
В области связи коммуникаций и защиты информации |
Надзор в сфере связи, информации и технологий, массовых коммуникаций. Гос.надзор за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну |
Гос.контроль и надзор в сфере СМИ, в том числе электронных. Соблюдение требований законных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, состовляющих государственную тайну |
Фед.служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций(Роскомнадзор) ФСБ России. |