Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 02:09, реферат
Под процессом управления понимается ход реализации функций управления или деятельность субъектов управления, направленную на достижение поставленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих принципов и методов управления.
Управленческое решение находится в центре управленческого цикла и определяет общие цели и задачи, пронизывает все управленческие функции от начала и до завершения управленческого цикла.
РЕФЕРАТ
на тему:
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Под процессом управления понимается ход реализации функций управления или деятельность субъектов управления, направленную на достижение поставленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих принципов и методов управления.
Управленческое решение находится в центре управленческого цикла и определяет общие цели и задачи, пронизывает все управленческие функции от начала и до завершения управленческого цикла.
В управленческих решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе управления. Через них преломляются цели, интересы, связи, ресурсы и т.д. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете представлен в виде трех элементов управления – подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Именно поэтому решения являются центральным элементом управления.
Управленческое решение – это зафиксированный каким-либо способом (устно или письменно) волевой акт, вывод, принятый субъектом управлении в пределах его компетенции, отражающий необходимое или желательное состояние как организационной структуры органа или подразделения, так и его функционирования.
Деятельность политических
институтов и органов административного
управления государства воплощается в
принятии и реализации соответствующих
государственных управленческих решений.
Управленческие решения принимаются на
всех уровнях системы управления: на республиканском,
региональном и местном. Соответственно
субъектами, принимающими решения, выступают
республиканские органы власти и представительно-
Научное изучение интересующего нас явления предполагает определение его понятия. В данном случае речь идет об особом типе управленческих решений, составляющих функцию государственной власти.
Государственное решение — это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.
Следует различать политические и административные решения. Первые — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы всего общества, функционирование государственной власти.
Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения — функция органов исполнительной власти и управления.
Политические решения, в отличие
от административных, всегда прямо или
косвенно адресованы определенным общественным
группам людей, служат средством регулирования
отношений между ними, являются способом
выражения и реализации социальных интересов
и целей. Они — результат деятельности
субъектов политической власти и политического
руководства. В соответствии с принципом
приоритетности политики в государственном
управлении политические решения имеют
доминирующее значение по отношению к
административно-
Государственное решение характеризуется, прежде всего субъектом, принимающим решение — руководящий орган государственной власти — коллегиальный или индивидуальный — лидер; субъектом-исполнителем решения — аппараты государственной службы; объектом, которому адресовано решение — нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в различных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения.
Другие характеристики государственного решения:
- авторитет решения, что означает уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;
- диапазон решения, что характеризует политическое пространство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;
- информационная обеспеченность решения, т.е. информационная база его принятия, в том числе научная;
- технология и стиль принятия решения — совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них;
- подходы при формулировании целей и при выборе средств для их осуществления;
- типы принятия решений — демократический или авторитарный;
- практическая значимость решения.
Государственные решения группируются по многим основаниям. В частности: по уровню субъектов в системе государственной власти и управления — решения республиканских и местных органов; по характеру целей и задач — решения политические или административные, руководящие и исполнительские, стратегические или оперативно-тактические, общегосударственные или относящиеся к отдельным областям государственной жизни; по сферам жизнедеятельности общества — решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государственного строительства и управления, культурного строительства и пр.; по масштабам охвата объекта управления — решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микросоциальные (относящиеся к отдельным группам производственно-экономических и социальных коллективов); по управленческим функциям — вопросам планирования, организации, контроля и др.
Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Национальным Собранием, Указы Президента Республики Беларусь по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства Республики Беларусь, а также постановления и приказы министерств и ведомств.
Решения на региональном уровне формулируются в виде актов, принимаемых представительными органами власти областей, постановлений и решений областных исполнительных комитетов и других местных исполнительно-распорядительных органов власти. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.
Административные решения могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общереспубликанской политики или Конституции государства. Различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку государственное управление по природе своей явление политическое. Политика же — определяющий уровень (в смысле значимости) управления.
ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Управленческие решения (политические или административные) по сути своей сводятся к действиям по осуществлению избранных целей. Выбор целей — отправной пункт в разработке и принятии любого решения.
Цель — элемент мыслительной деятельности управляющего субъекта; внутренний побуждающий мотив действия. Будучи идеальным образом желаемого результата управляющего воздействия государственного субъекта на объект (общество, отдельные социальные группы, индивиды), цель формируется под влиянием господствующих ценностей, выражает определенный замысел, идею, аккумулирует известные знания об управляемой системе и данные опыта управления. Цели разнообразных текущих решений исполнительных органов мотивируются установками вышестоящих организаций, здравым смыслом управляющих и повседневными потребностями людей.
Субъект государственного управления имеет дело с объектом, характеризующимся безграничным диапазоном разнообразия. Искусство управления и состоит в том, чтобы реализовать принцип необходимого разнообразия, найти, как отмечалось, баланс разнообразий субъекта и объекта (общества). Эта задача решается при выборе целей. Множество проблем, с которыми сталкивается управляющий орган, обусловливает многоцелевой характер государственных решений, что требует распределения целей по значимости и по времени реализации. Отсюда задача построения иерархии целей. Точнее говоря, — “дерева” целей, ибо решение может быть подчинено реализации одновременно двух и более равнозначных целей.
Управленческие цели классифицируются по многим основаниям: по уровню на шкале общественно-политических ценностей — высшие цели и цели обыденной практики; по степени общности — общегосударственные, национальные, классовые, групповые (корпоративные), коллективные, индивидуальные; по значимости сфер жизнедеятельности общества — экономические, социальные, политические, культурологические, конфессиональные; по временным параметрам — долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие; по актуальности — требующие безотлагательного осуществления, независимо от ситуации и актуализированные сложившейся ситуацией; по достижимости — реально достижимые и возможно (теоретически) выполнимые и т.д. Ранжирование целей — неотъемлемый, существенный аспект разработки решений.
Типология целей предопределяет различие видов решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и др. цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и местного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней.
Основу государственного управления составляет государственная политика. Политическое руководство — высший уровень (по значимости) управления. Поэтому сердцевину государственного решения в его обобщенном, типологическом понимании образует выбор политического курса — государственной стратегии.
Политический выбор — это определение общих долговременных целей, основных задач деятельности государства на данном историческом этапе его существования и развития.
Из многих общих целей прежде всего выделяются высшие для государства, по сути безальтернативные: а) установление и поддержание определенного типа политической системы и соответствующего ей политического режима; б) сохранение единства общества как основы существования данного государства; в) формирование и реализация общих ценностей и удовлетворение общих интересов населения; г) обеспечение безопасности государства и общества; д) обеспечение взаимосвязей с внешним миром, с другими государственными образованиями. Эти цели, выражающие главные функции государства, образуют ядро общей государственной политики как основы управления обществом. Все другие цели и стратегии так или иначе, прямо или косвенно, определяются ими, выступающими в качестве базовых по отношению к системе государственного управления в целом.
За пределами базовых целей - ценностей, т.е. тех, реализация которых составляет объективное условие существования государства, открывается поле многообразия выборов для целенаправленной деятельности его органов и институтов. Управляющая и управляемая системы (государство и общество) образуются из многих подсистем, имеющих свои интересы и цели, которые они стремятся осуществить. Субъект государственного руководства сталкивается также с естественной для общества конфликтностью социальных потребностей, общественных интересов и ценностей. Из многих групп конкурирующих интересов ему приходится выделять наиболее общие и жизненно важные для всех социальных слоев населения, для социальной системы в целом.
Выбор целей при принятии государственного решения, в частности политического, мотивируется в первую очередь интересами влиятельных (доминирующих) общественных групп или большинства общества. Проблемы, служащие непосредственным толчком к принятию решения, всегда выступают формой выражения противоречия между общественными потребностями и интересами, с одной стороны, и наличными условиями, в частности ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, с другой. Цели же — это форма осознания управляющим субъектом социально значимых актуальных проблем.
Цели лишь в общих чертах обозначают направления процесса действия государственного субъекта (органов власти и управления) и абстрактно возможные средства для их осуществления. Последующий этап — это формулирование общегосударственной долгосрочной стратегии. Цели конкретизируются в совокупности задач, планируемых к последовательному решению; обрисовываются общие контуры и стадии предполагаемых изменений общественной системы и ее отдельных, частей; характеризуются главные средства, методы и социальные агенты деятельности для достижения избранных целей. Основополагающая идея стратегии, ведущий замысел — ее концепция. Последняя определяет приоритетную цель государственной политики, ее направления и комплекс задач, решаемых в рамках этих направлений.
Информация о работе Государство как субъект принятия решений