Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 10:48, курсовая работа
Одно из принципиальных отличий отечественного административного права заключается в том, что, в сравнении с советским периодом его развития, нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. В этой связи многократно возрастают значение и роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 12
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН 17
ГЛАВА 4. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН 23
ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Юридические гарантии включают и ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа государственного суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. В законодательстве РФ об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем.
КоАП предусматривает такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Это административное наказание связано с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. «Держание при этом допускается на срок не более 48 часов» (ст. 22 Конституции РФ).
Выдворение иностранного гражданина за пределы страны происходит в случаях: а) если его действия противоречат интересам обеспечения «государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан и других лиц; в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Данный внутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследования выдворенного лица.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Особое значение для обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан в сфере государственного и муниципального управления имеет закрепление в законодательстве административных процедур, предусматривающих применительно к органам публичной администрации условия, очередность, временные рамки совершения и способы оформления (фиксирования) конкретных действий по осуществлению властных полномочий регистрационного, разрешительного, экзаменационного, правоудостоверительного и правонаделительного характера. При этом такие процедуры нужны не для эффективного публичного администрирования и расширения арсенала средств управленческого воздействия на физических и юридических лиц, а для ограничения административного усмотрения, обеспечения прозрачности процесса государственного управления и выравнивания юридических возможностей публичных органов (должностных лиц) и граждан в ходе реализации ими своей правосубъектности.
По существу, административные процедуры призваны играть сдерживающую, ограничительную роль в процессе реализации государственными и муниципальными властными структурами принадлежащих им распорядительных полномочий, лишая их возможности манипулирования своим статусом, исключая чрезмерную свободу публичных органов и должностных лиц в определении допустимого режима собственной управленческой деятельности в отношении граждан. Все это диктует исключительную значимость правовой регуляции юридических процедур осуществления исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Наиболее предпочтительным представляется принятие федерального закона об административных процедурах, в котором могло бы найти место системное, единообразное закрепление универсальных процедурных правил построения взаимоотношений между государственными органами (служащими) и гражданами, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями и иными участниками управленческих отношений. Основными элементами юридического оформления административных процедур, закрепленными на уровне этого закона, должны были бы стать: а) правила (критерии), предназначенные для определения легального (правомерного) порядка реализации материально-компетенционных норм административного права; б) типичный «набор» юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции; в) стадии деятельности субъектов компетенции и связанных с ними других субъектов управленческой деятельности, последовательность совершения юридических действий и их связь; г) временная характеристика совершаемых органами и должностными лицами управленческих операций (сроки, продолжительность, периодичность). Особое место в правовом регулировании должно быть зарезервировано за формулированием принципов административных процедур, так как именно они должны служить связующим звеном для всех элементов процедурной регламентации управленческой деятельности государственного (муниципального) аппарата и гарантировать граждан от бюрократического, чиновничьего произвола.
По вполне понятным причинам детальное закрепление административных процедур, по всей видимости, не сможет быть осуществлено при помощи принятия лишь федерального закона об административных процедурах. Наряду с ним потребуется разработка иных законодательных актов либо внесение процедурных дополнений в уже принятые законы как функционального (об обращениях граждан, об актах управления и т.д.), так и отраслевого (об образовании, о пенсионном обеспечении и т.д.) профиля.
Облачение властной деятельности субъектов публичной администрации в «процедурные одежды» не только позитивно скажется на внутренней организации и функционировании государственного и муниципального аппарата, но и наполнит административно-правовой статус граждан процессуальным содержанием, без которого реализация их прав и обязанностей в современных условиях зачастую просто немыслима.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ
5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)
8. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
9. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
10. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»
11. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
12. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
13. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»
14. Мелехин А.В. Административное право РФ: Курс лекций. – М.: Проспект, 2009. - 617с.
15. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2008. - 697 с.
16. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2008. — 816 с.
17. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.
18. Права человека: Учебник для вузов./ Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева - М.: Издательство Норма, 2003. - 573с.
19. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - Юстицинформ, 2006 г.
20. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования (С.Д. Князев, //Журнал российского права, N 2, февраль 2004 г.)
21. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4. С.4.
Информация о работе Граждане как субъекты административного права