Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:45, реферат

Краткое описание

Доказывание это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.
Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится.

Содержание

1. Понятие доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях. Стр. 1-4
2. Требования предъявляемые к доказательствам по делам об административных правонарушениях. Стр. 4-5
3. Виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях. Стр. 5-10

Вложенные файлы: 1 файл

Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях.docx

— 39.37 Кб (Скачать файл)

Доказательства и доказывание  в производстве по делам об административных правонарушениях.

Содержание:

1. Понятие доказательств в производстве  по делам об административных  правонарушениях.                                                                                                 Стр. 1-4

2. Требования предъявляемые к доказательствам по делам об административных правонарушениях.                                                                                                 Стр. 4-5

3. Виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.                                                                                                 Стр. 5-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказательства и доказывание  в производстве по делам об административных правонарушениях.

1. Понятие доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.

Доказывание   это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное  лицо, в производстве которого оно  находится. С одной стороны, доказывание  служит установлению имевших место  фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой   фиксации в установленных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

Доказательства по делу об административном правонарушении - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

Доказательства  являются необходимыми средствами решения  задач производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание доказательств - это сведения об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания.

Предмет доказывания - общие, наиболее типичные проявления для каждого административного правонарушения. Правильное определение доказывания гарантирует от неполного, поверхностного проведения административного расследования, препятствует загромождению дела излишними доказательствами.

Обстоятельства, подлежащие выяснению  по делу об административном правонарушении.

1) наличие события административного  правонарушения т.е. это предусмотренное КоАП РФ деяние (действие или бездействие) и наступившие последствия (для материальных составов), а также причинная связь между ними. Также необходимо установить время, способ, место, имеющие значение для дела.

Например, установление времени совершения административного  правонарушения имеет значение для  характеристики возраста правонарушителя, для определения действия закона во времени и пространстве, а места - для определения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении. Время и место  совершения административного правонарушения могут быть обязательными признаками, если они указаны в законе. Способ совершения административного правонарушения, т.е. содержание и последовательность действий для достижения противоправного  результата, также является обязательным признаком для многих составов. Если способ не влияет на квалификацию административного  правонарушения, он может иметь ориентирующее  значение при выборе административного  наказания. К другим обстоятельствам  совершения административного правонарушения относятся степень общественной опасности, необходимая для квалификации административных правонарушений, а  также крайняя необходимость, характерная  для отдельных составов, и др;

2) лицо, совершившее противоправные  действия (бездействие), за которые  КоАП РФ или законом субъекта  РФ предусмотрена административная  ответственность, т.е. подлежат доказыванию лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. В отношении лица необходимо следующее:выяснение таких вопросов, как фамилия, имя, отчество, место рождения, гражданство; социальное положение в обществе (образование, род занятий, отношение к воинской службе, и др.); состояние здоровья, образ жизни. В этот же элемент включается доказывание возраста и вменяемости;

3) виновность лица в  совершении административного правонарушения, т.е. решается вопрос о наличии и характере вины этого лица, цели и мотивах его противоправного деяния. Отсутствие вины влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении;

4) обстоятельства, смягчающие  административную ответственность,  и обстоятельства, отягчающие административную  ответственность.

Они должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении. Доказывание обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должно быть осуществлено еще на стадии административного расследования, в противном случае они не могут учитываться при назначении наказания;

5) характер и размер  ущерба, причиненного административным правонарушением.

Это необходимо во многих случаях для правильной квалификации деяния, обеспечения интересов потерпевших, принятия мер к устранению, в пределах возможного, причиненного административным правонарушением ущерба. Характер ущерба может быть различным (имущественный, моральный, физический);

6) обстоятельства, исключающие  производство по делу об административном  правонарушении.

Данные обстоятельства подлежат доказыванию  только тогда, когда в этом возникает  необходимость;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела, а также причины  и условия совершения административного  правонарушения. Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для правильного разрешения дела, не является исчерпывающим. Так, подлежат доказыванию причины и условия совершения административного правонарушения. Этот элемент не является обязательным, поскольку не влияет на судьбу лица, привлекаемого к ответственности.

Черты, присущие доказательствам по делу об административном правонарушении:

доказательство должно содержать  фактические данные, а не оценочное  суждение или мнение о действиях  людей, о событиях и т.д.;

данные должны относиться к данному  конкретному делу, т.е. подтверждать или опровергать определенное обстоятельство, подлежащего доказыванию;

способы получения и формы закрепления  доказательства должны соответствовать  виду доказательства и источнику  фактических данных;

не допускается использование  доказательств, полученных с нарушением закона.

Источники установления фактических данных:

  • протокол об административном правонарушении;
  • иные протокола, предусмотренные КоАП РФ;
  • объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • показания потерпевшего, свидетелей;
  • заключение эксперта;
  • иные документы;
  • показания специальных технических средств;
  • вещественные доказательства.

Это наиболее типичные источники установления фактических данных по делам об административных правонарушениях. Однако их перечень, данный в ст. 26.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим, ибо законодатель говорит также об иных документах, на основании которых могут устанавливаться фактические данные по делу.

Процесс доказывания завершается оценкой  доказательств, на основании которой  происходит разрешение дела об административном правонарушении.

Оценка доказательств - это мыслительная деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, в результате которой определяется их относимость, допустимость, достоверность и достаточность для обоснования выводов по делу.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном и объективном  исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Требования оценки доказательств  по внутреннему убеждению лица, осуществляющего  производство по делу об административном правонарушении, предусматривает следующее:

1) внутреннее  убеждение субъекта должно быть  обоснованным;

2) при  оценке доказательств субъект  должен руководствоваться законом,  а также своим правосознанием.

2. Требования предъявляемые к доказательствам по делам об административных правонарушениях.

Доказательства всегда представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах. Это определяет такие качества доказательств, как их относимость и допустимость.

Критерии доказательств:

Достоверность - это доказательство, истинность которого не вызывает сомнений;

Допустимость - это пригодность для использования при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствие требованиям закона относительно источников, порядка обнаружения, закрепления и исследования доказательств.

Допустимость доказательств означает, что: во-первых, известно происхождение полученных сведений, и оно может быть проверено, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; и, в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.

Основополагающим  элементом допустимости выступает  законность источника. Не могут служить  доказательствами фактические данные, полученные из анонимных источников. В качестве свидетеля не может выступать должностное лицо, которому стали известны какие-либо сведения при выполнении должностных полномочий (например, должностное лицо, которое обнаружило административное правонарушение. В данном случае доказательством будет служить протокол этого должностного лица);

Законным  должен быть и способ получения доказательства. Доказательства могут быть получены лишь предусмотренным законом способом, чаще всего путем контрольно-надзорной проверки (например, осмотр помещения, изъятие вещей). При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования; полученное доказательство должно быть правильно оформлено. Так, изъятие вещей, являвшихся орудием совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территории, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется должностными лицами в присутствии двух понятых. Соблюдением процессуальной формы гарантируется как достоверность, полученных данных, так и защита прав и интересов граждан.

Достоверность может быть восполнена в процессе дополнительного административного  расследования. Доказательства, получение  которых связано с ущемлением прав и интересов граждан, юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, считаются ничтожными.

Получение доказательства должно осуществляться только правомочным должностным  лицом. Например, должностное лицо, подлежащее отводу не вправе проводить  никаких процессуальных действий по делу.

Относимость - указывает на связь его содержания с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу, на основании которой оно может быть использовано для установления этих обстоятельств.

Доказательство  будет относимым, если в нем содержатся сведения о любых фактах, имеющих  какое-либо значение для дела. Определение  относимости доказательств происходит в процессе доказывания. Оно начинается с собирания доказательств, когда решается вопрос о том, какие процессуальные действия необходимо провести и каких результатов можно от них ожидать с точки зрения выяснения обстоятельств дела. Относимость доказательства определяется по определению обстоятельства, которое входит в предмет доказывания по делу, а также способно ли доказательство по своему содержанию служить установлению этого обстоятельства.

Достаточность – означает, что на основе данной совокупности доказательств может быть сделан достоверный вывод и принято соответствующее решение по делу.

3. Виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.

С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.

Информация о работе Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях