Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:42, курсовая работа
Глава государства осуществляет свои функции и полномочия в определенном временном пространстве, протяженность которого сказывается на вырабатываемой Президентом России государственной политике, интенсивности и динамике его деятельности. Увеличение срока полномочий Президента Российской Федерации до шести лет в ежегодном Послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г, например, обосновывалось, прежде всего тем, что оно позволит Президенту не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.
Введение
1 Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
2 Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации
3 Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
4 Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности
Заключение
Список литературы
Одним из недостатков Регламента Государственной Думы является то, что Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, не имея заключения Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (ст. 180).
А.Е. Якубов считает целесообразным внести соответствующие изменения в Регламент Государственной Думы. По его мнению, последовательность должна быть следующая:
1. предложение о выдвижении
обвинения против Президента
РФ направляется
2. заключение Специальной
3. заключение Верховного Суда
РФ должно направляться в
4. это заключение должно заслушив
5. постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления вместе с заключением Специальной комиссии, заключением Верховного Суда РФ и стенограммой заседания Государственной Думы РФ, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ (ст. 168 Регламента Совета Федерации ФС РФ), направляется в Совет Федерации РФ.[80]
Отметим, что до сих пор законодательно не урегулировано полномочие Верховного Суда Российской Федерации, связанное с дачей заключения о наличии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Данное полномочие должно осуществляться в порядке уголовного судопроизводства, однако до сих пор не получило отражения в уголовно-процессуальном законодательстве. Неоправданно затянулось и принятие федеральных конституционных законов «О Верховном Суде Российской Федерации» и «О Федеральных судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в которых также могли бы содержаться нормы, касающиеся рассматриваемого полномочия Верховного Суда. Исходя из этого, остаются неясными некоторые аспекты взаимодействия Конституционного Суда и Верховного Суда при реализации процедуры отрешения от должности Президента Российской Федерации, что, в свою очередь, существенно затрудняет возможность ее практического осуществления[81].
Кроме того, чтобы Верховный Суд мог дать заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, соответствующая процедура должна быть регламентирована Уголовным Процессуальным Кодексом[82] (УПК). Но УПК такой регламентации не содержит. Следовательно, установленный порядок выдвижения обвинения Президента отсутствует и применительно к участию в нем Верховного Суда. Получив соответствующие материалы из Государственной думы, Верховный Суд не сможет их рассмотреть и дать заключение, если в УПК предварительно не будут введены положения о порядке дачи Верховным Судом заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления[83].
Недостатком правовых норм, закрепленных в ст. 93 Конституции, являются также предусмотренные ими требование считать выдвижение обвинения против Президента состоявшимся лишь при условии. Что за него будет подано не менее двух третей голосов от их общего числа в палате, и закрепленное в них предписание, ограничивающее срок рассмотрения обвинения, выдвинутого Государственной думой, в Верховном Суде, Конституционном Суде и в Совете Федерации всего тремя месяцами.
Первое требование не может быть признано обоснованным потому, что по действующей Конституции Государственная дума решает вопрос не об отрешении Президента от должности, а лишь о выдвижении против него обвинения. Если за выдвижение обвинения проголосовали более половины депутатов палаты, то есть большинство, то ни государство, ни общество не вправе его игнорировать.
Очевидной представляется необоснованность и предусмотренного в ст. 93 Конституции ограничения тремя месяцами срока рассмотрения выдвинутого Государственной Думой обвинения. Нельзя согласиться с тем, чтобы Президент, обвиненный, например, в государственной измене в форме шпионажа, имел возможность и дальше заниматься своей деятельностью, если рассмотрение обвинения вышло за пределы установленного законом срока[84].
Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе права осуществлять выемку необходимых документов, вызывать свидетелей, в том числе должностных лиц, проводить иные следственные действия, без чего невозможно сформулировать сколько-нибудь обоснованное обвинение Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Конституция РФ имеет пробелы и по вопросам, связанным с формулированием обвинения.
Таким образом, вопросы конституционной ответственности Президента РФ решаются неполно и противоречиво, что, в свою очередь, затрудняет перевод этой ответственности из формально-юридической сферы в сферу практическую.
Отметим и еще один вопрос: в
процедуре отрешения от должности
главы государства участвуют
обе палаты парламента и два высших
судебных органа, в формировании которых
Президент принимает самое непо
В 1999 г. в соответствии с указанным в ст. 93 Конституции РФ порядком была начата процедура отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина от должности, образована специальная комиссия, которая устанавливала факты, свидетельствующие о наличии в деятельности Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Комиссия дала положительный ответ на некоторые из выдвинутых обвинений. Однако при голосовании вопроса о выдвижении обвинения за это не было подано необходимого числа голосов. Таким образом, выдвижение обвинения Государственной Думой не состоялось[86].
Совершенно очевидно, что уличить
Президента в совершении государственной
измены или другого тяжкого
В целях установления реальной конституционной
ответственности Президента РФ представляется
необходимым, в первую очередь, устранить
пробелы в действующем
Вероятно, это приведет к внесению изменений в текст Конституции. Очевидно, что вопросы конституционной ответственности должностных лиц (и в первую очередь Президента РФ) могут быть выделены в самостоятельную главу Конституции РФ, в которой будет закреплен порядок и условия применения данного вида ответственности.
Необходимо так же учесть опыт работы Специальной комиссии, работавшей в 1999 г., разработать и принять Регламент Специальной комиссии, внести соответствующие изменения в Регламент Государственной Думы РФ, УПК РФ, предусмотрев включение в состав комиссии представителя Генеральной прокуратуры[88].
Все эти моменты требуют дополнительного правового регулирования. В связи с этим видится необходимость принятия специального федерального закона, который бы определил суть, рамки и процедуру отрешения Президента РФ от должности, регулировал бы практику его применения.
Заключение
В Конституции РФ четко прописана процедура вступления президента в должность, но существует правовой пробел относительно процедуры досрочного прекращения полномочий главы государства. Не вызывает сомнения необходимость регулирования процедур отставки Президента, прекращения исполнения им полномочий в случае стойкой неспособности осуществлять их по состоянию здоровья, а также уточнение регламентных норм отрешения его от должности.
С учетом природы Конституции РФ, основным свойством которой выступает ее стабильность, усложненного порядка изменения Основного закона, первичного, учредительного характера конституционных положений, поддерживаю точку зрения о необходимости принятия специального закона, регламентирующего институт конституционно-правовой ответственности Президента РФ, в котором наряду с общими вопросами института ответственности в конституционном праве четко должны быть определены основания и механизм привлечения к ответственности Президента РФ как высшего должностного лица государства. С целью повышения легитимности данного закона целесообразным будет его внесение на рассмотрение в Конституционный Суд РФ, которым должен быть осуществлен анализ его положений на предмет соответствия Основному Закону РФ.
Можно спорить об основаниях отрешения президента от должности, можно вносить изменения в его процедуру, но любое решение этих вопросов должно быть подчинено основной и неизменной идее этого института: в государстве, где действительно правит народ, каким бы влиянием ни пользовался человек и на каком бы высоком посту ни находился, он должен подчиняться законам, обязательным для всех других граждан[89].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334; 2005. № 15. Ст. 1273; 2007. № 7. Ст. 829; 2009. № 23. Ст. 2754.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712; 1998. № 1. Ст.1; 2004. № 25. Ст.2478; № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст.2197; 2007. № 6. Ст. 680; № 10. Ст. 1147; 2008. № 52. Ст. 6206; 2009. № 1. Ст.3.
4. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.; 2007. № 31. Ст. 4011.
5. Федеральный закон от 10 января
2003 г. № 19-ФЗ «О выборах
6. Федеральный закон от 8 мая 1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466; 2001. № 7. Ст. 614; № 32. Ст. 3317; 2002. № 28. Ст. 2785; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; № 27. Ст. 2700; 2004. № 17. Ст. 1588; № 25. Ст. 2484; № 35. Ст. 3607; № 51. Ст. 5128; 2005. № 19. Ст. 1749; № 30. Ст. 3104; 2006 № 29. Ст. 3123, 3124; № 31. Ст. 3427; 2007. № 1. Ст. 40; № 6. Ст. 683; № 10. Ст. 1151; № 16. Ст. 1828; 2008. № 13. Ст. 1186; № 44. Ст. 4996; № 52. Ст. 6229; 2009. № 7. Ст. 772, 789; № 20. Ст. 2391
7. ФЗ от 5 августа 2000 г. №
113-ФЗ «О порядке
8. Указ Президента Российской
Федерации от 31 декабря 1999 г. №
1761 «Об исполнении полномочий
Президента Российской
9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 110
10. Регламент Государственной
Думы Федерального Собрания
11. Регламент Совета Федерации
Федерального Собрания
12. Постановление
13. Конституция (Основной Закон)
Российской Федерации – России.
Принята Верховным Советом
Информация о работе Досрочное прекращение полномочий Президента