Законность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Законность – атрибут существования и развития демократического организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно-обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Эти принципы должны противостоять любым формам вседозволенности, произвола.

Содержание

Введение
2
2.
Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти

3
3.
Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении

7
4.
Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении

10
5.
Законность и дисциплина в деятельности ОВД и способы ее обеспечения

17
6.
Заключение
19
7.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.DOC

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Контрольная работа по курсу 

Административное  право

 

Тема: “Обеспечение законности в государственном управлении”

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.

Введение

2

2.

Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти

 

3

3.

Контроль как способ обеспечения законности в государственном  управлении

 

7

4.

Надзор как способ обеспечения законности в государственном  управлении

 

10

5.

Законность и дисциплина в деятельности ОВД и способы ее обеспечения

 

17

6.

Заключение

19

7.

Литература

20


 

Введение

 

Статья 15 Конституции  РФ предусматривает, что органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. 

Законность  – атрибут существования и  развития демократического организованного  общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно-обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Эти принципы должны противостоять любым формам вседозволенности, произвола.

 

Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов  исполнительной власти

 

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а в соответствии с ч.1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны1. Итак, соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности.

Основные требования законности и дисциплины в государственном  управлении:

Верховенство закона;

  1. общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц. Здесь проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила. Никому не дана привилегия не выполнять закон, обходить его, ставить себя над законом. Ни должностное положение, ни прошлые заслуги и успехи не дают оснований для несоблюдения установленных правил поведения и обязанностей перед обществом и государством;
  2. своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;
  3. установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;
  4. непротивопоставление законности и целесообразности (недопустимость издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности). Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. Понимание данного требования особенно важно для государственных служащих органов исполнительной власти, призванных проводить в жизнь законы РФ и изданные на их основе подзаконные акты. Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми, законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осуществлялся в границах и на основе норм права. (Например, согласно ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершения административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченное решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Оценка “малозначительности правонарушения” производится по усмотрению органа (должностного лица).
  5. любое управленческое решение должно быть справедливым. Только вместе они достигают целей правового регулирования, реализации исполнительной власти. Отсутствие справедливости перечеркивает и законность;
  6. привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины, так как законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение2.

Обеспечению законности служит система определенных гарантий. Существуют экономические, политические, организационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти. Эти субъекты не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают большое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизненные потребности и быть законными.

Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит  не только от уровня законности, но и  от дисциплины участников управленческого  процесса.

Государственная дисциплина - сознательное повиновение и строгое  соблюдение норм поведения, согласованность  в действиях, прежде всего государственных  служащих по выполнению ими общих  и должностных обязанностей и  распоряжений руководителей. Меры, обеспечивающие законность, способствуют укреплению дисциплины.

В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов  исполнительной власти проводится соответствующая  работа. Это: совершенствование системы  органов исполнительной власти и  более четкое регламентирование их правового статуса; определение общих и должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры.

Вместе с тем действует  особая система государственных  органов, на которую возложена обязанность  по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности.

Способы обеспечения  законности в государственном управлении - совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Это контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Вывод: законность как  принцип государственного управления означает точное, строгое и неукоснительное  соблюдение и исполнение всеми субъектами административного права действующих  на территории государства правовых актов. Основными способами обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении являются: контроль, надзор, обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

 

 

Контроль как способ обеспечения законности

в государственном управлении

 

Контроль - система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Контроль предполагает не только обнаружение нарушений  закона и ответственности виновных, но и их устранение. Именно это качество характеризует контроль как способ обеспечения законности.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется  определенными признаками:

 между контролирующим  органом (должностным лицом) и  подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

 объектом контроля  является как законность, так  и целесообразность деятельности  контролируемого, когда контролирующий  вправе вмешиваться в текущую  административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда - необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий (целесообразность – это принятие управленческих решений с учетом конкретных условий, времени, места, своеобразия создавшегося положения);

 контролирующий часто  наделяется правом отменять решения контролируемого;

 в соответствующих  случаях контролирующий вправе  применять меры дисциплинарного  воздействия к контролируемому  за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

Виды контроля:

 государственный;

общественный.

1) Государственный контроль  и его виды.

Государственный контроль - это деятельность по осуществлению  проверки и постоянного наблюдения компетентными государственными органами и их должностными лицами за деятельностью  органов исполнительной власти (должностных лиц) по исполнению требований законности и целесообразности с целью установления ее соответствия этим требованиям и при необходимости ее корректировки.

Виды контроля.

По виду органа государственной  власти:

    1. президентский контроль,
    2. контроль органов законодательной власти,
    3. контроль органов исполнительной власти,
    4. контроль органов судебной власти. 

По целенаправленности выделяют внешний и внутренний контроль. Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы - внутренним.

ЦЕЛИ:

  1. соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства;
  2. обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства;
  3. принятие мер по предотвращению правонарушений в сфере государственного управления;
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений3

ПРИНЦИПЫ:

  • Законность;
  • Объективность;
  • Гласность при сохранении государственной, служебной и коммерческой тайны;
  • экономичность; 
  • независимость;
  • профессионализм и компетентность.

 

ФОРМЫ:

  1. заслушивание отчетов, информации и сообщений,
  2. проверки (установление фактических данных и сбор информации о выполнении нормативно-правовых актов по проверяемым вопросам);
  3. экспертизы;
  4. наблюдения за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования,  сертификации);
  5. изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей. 

 

Надзор как способ обеспечения  законности в государственном управлении

 

Надзор как способ обеспечения законности в государственном  управлении качественно отличается от контроля.

Надзор - наблюдение специальными государственными органами и должностными лицами за деятельностью не подчиненных им участников управленческих правоотношений с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Информация о работе Законность в государственном управлении