Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа
Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чем заключаются трудности реализации законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы. Целью данной курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи: определить понятие и значение законности; определить и раскрыть принципы и гарантии законности; выявить причины нарушения законности; выяснить трудности реализации законодательства; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.
Введение 3
Глава 1. Законность, как условие функционирования правового
государства
1.1 Понятие законности. Содержание законности 5
1.2 Конституционная законность и судебный конституционный
контроль 12
Глава 2. Принципы законности 16
Глава 3. Гарантии законности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Еще одно принципиальное расхождение взглядов на законность касается ее предметной сферы: включает она соблюдение и исполнение только законов или же всех действующих нормативных правовых актов. Узкое понимание законности, сводящееся только к соблюдению законов, обосновывается тем, что подзаконные акты иногда могут противоречить законам, что последние в этом случае низводятся до уровня подзаконных актов. «[12, с. 563]»
Представляется, что узкое понимание законности не оправдано ни теоретически, ни практически. Здесь следует принимать во внимание принцип верховенства закона. Каждый подзаконный акт, если он издан в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, так как нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона. Другой вопрос, что обычные законы должны соответствовать нормативным положениям Основного Закона страны – Конституции. Только исходя из таких методологических позиций следует оценить утверждение, что «законность означает исполнение прежде всего законов». «[5, с. 299]»
С учетом изложенного законность может быть определена как точное и неуклонное соблюдение и исполнение нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.
Нужно отметить, что разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни. В определенной мере, синтезируя высказывания многих ученых П.М. Рабинович считает, законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным актам. «[3, с. 219]»
Понятие "режим законности" обозначает определенное состояние
соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность; Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Правоприменительная, правореализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет собой, таким образом, генетическую зависимость.
Поскольку законность есть жизнь права, то есть его реализация, следует учитывать все формы этой реализации, а не ограничиваться только соблюдением или соблюдением и исполнением правовых норм. Другие формы реализации права — использование и применение — должны осуществляться в соответствии с требованиями законности. «[14, с. 174]»
Ограничение законности сферой соблюдения и исполнения норм права неизбежно ведет к ее недооценке как в правоотношениях, отражающих инициативно-самостоятельную деятельность субъектов права, так и в правоприменительной деятельности государственных и общественных органов и их должностных лиц. С этой точки зрения учет в понятии законности всех форм осуществления права позволит полнее определить ее содержание.
Законность не может быть сведена к строгому осуществлению законов и всех подзаконных нормативных актов. Во-первых, осуществлению подлежат не столько законы и подзаконные нормативные акты, сколько содержащиеся в них нормы, то есть речь идёт, прежде всего, об осуществлении содержания права, а не его формы — нормативных актов. Во-вторых, и это главное, когда реализация права имеет место в форме его применения, законность может быть обеспечена лишь при условии, что наряду с надлежащей реализацией норм права строго исполняются соответствующие правоприменительные акты.
1.2 Конституционная законность и судебный конституционный контроль
В современной отечественной и зарубежной юридической литературе наряду с правовой законностью оперируют понятиями «конституционная законность», «диктатура законности». В частности, В.Н. Витрук конституционную законность определяет как реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой конституции. «[8, с. 463]»
Под конституционной законностью понимается система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями. «[4, с. 25]»
Конституционная законность предполагает следующие признаки:
1. правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержанием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы личности на уровне международных стандартов и реально их гарантировать;
2. верховенство Конституции в правовой системе государства;
3. прямое действие принципов и норм Конституции. Если судебные или иные правоприменительные органы обнаружат, что закон или его отдельные части не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции;
4. действие Конституции на все территории государства, а в условиях федеративного государства – на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.
Режим конституционной законности не функционирует автоматически, поэтому существует специфический институт конституционного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, реализуемый:
во-первых, главой государства, парламентом, правительством. Этот контроль принято называть общеполитическим;
во-вторых, специализированными органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, консультативный характер. Таким органом был Комитет конституционного контроля СССР, а в настоящее время – Конституционный Совет во Франции;
в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными – конституционными судами).
Особенностью конституционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции, состоит в том, что его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализованный контроль) или верховными (высшими) судами по особой процедуре (так называемый централизованный контроль). «[4, с. 15]»
В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным, решение же Верховного суда о неконституционности закона обязательно для всех судов. В большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь Верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующий запрос.
Что касается специализированных судов – конституционный, - то они обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституционный контроль посредством конституционного правосудия. В отечественной юридической литере конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституционный Суд Республики Беларусь определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.
Зарубежные юристы также высоко оценивают роль конституционных судов в современном демократическом государстве, подчеркивая, что конституционные суды выступают гарантом политического мира в обществе.
В работах некоторых современных
конституционалистов
Уязвимость данного предложения состоит в том, что конституционность рассматривается исключительно как особый правовой режим общества и государства. В юридической литературе законность понимается не только в аспекте режима, но и в качестве правового принципа и метода руководства обществом. Нельзя согласиться и с положением о том, «конституционность и законность находятся в отношениях субординации», что верховенство принадлежит конституционности, законность же занимает подчиненное положение по отношению к конституционности. «[13, с. 259]» Придание институту законности второстепенного, дополнительного характера ведет к недооценке этого важнейшего для жизни общества и государства явления. Например, массовое несоблюдение и даже нарушение законов и других нормативных правовых актов способно расшатать режим конституционности, вызвать ситуацию, когда Конституция будет существовать лишь как декларация, а все другие законы будут функционировать автономно.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участником общественной жизни урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, другая к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). «[15, с. 346]»
В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться в многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.
Законность - точное,
строгое и неукоснительное
Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, включая меры государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т. е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания. «[6, с. 461]»
Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.
К структурным элементам законности относятся:
- цель — достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;
- взгляды и принципы — содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;
- система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;
- мотивированная деятельность человека — связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
- критерии оценки поведения субъектов общественных отношений — действующее законодательство;
- юридическая основа законности — право и правомерное поведение участников отношений.
Принципы законности
– это обусловленные
Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.
С учетом многообразных и в определенной степени противоречивых мнений отдельных исследователей рассмотрим основные принципы (требования) законности.
Единство законности. Это требование означает, что несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов, значительные местные особенности, законность должна быть единой для всего государства, всех регионов. «[5, с. 301]» Данное утверждение остается тем более актуальным для унитарного государства, каковым является и Республика Беларусь. Законность не может быть брестской или могилевской, гомельской или витебской. Она должна быть единой, всебелорусской. Проявление местничества представляет собой отступление от законности. К счастью, в Республике Беларусь принцип единства законности полностью приведён в жизнь, в отличие, скажем, от Российской Федерации, где в некоторых регионах принимаются нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации.
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона. «[8, с. 460]»